20.10.2024 | Вера

Христос разрушил власть смерти

Сегодня мы слышали евангельское повествование о воскрешении сына наинской вдовы (Лк 7:11–16). Представим себе эту сцену: маленький город Наин, узкие улочки, заполненные людьми. Из ворот города выходит траурная процессия. Впереди — женщина, вдова, потерявшая своего единственного сына. Ее горе безмерно; она не только осталась одна в мире, но и потеряла всякую надежду на поддержку и будущее. В те времена вдовы и сироты были самыми незащищенными членами общества.

Навстречу этой процессии идет другая толпа, сопровождающая Спасителя. Две группы людей, два мира встречаются у городских ворот — мир смерти и мир жизни. И в центре этой встречи — Христос, воплощение Божественной любви и милосердия.

«Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь» (Лк 7:13). Эти слова могут показаться странными: как можно сказать матери, потерявшей сына, «не плачь»? Но в устах Иисуса это не просто утешение или призыв подавить свои чувства. Это обещание, предвосхищающее чудо, которое Он собирается совершить. Христос не оставляет ее в ее горе; Он входит в ее боль, разделяет ее страдание и приносит в него свет.

Когда Господь подходит и прикасается к одру, процессия останавливается. Само присутствие Христа прерывает ход смерти. «Юноша! Тебе говорю, встань!» (Лк 7:14) — и мертвый восстает, возвращаясь к жизни. Он не просто оживает; он начинает говорить, свидетельствуя о чуде Божием.

Это событие имеет глубокий символический смысл. В лице наинской вдовы мы видим каждого из нас, когда мы сталкиваемся с безысходностью, когда наши мечты рушатся, когда мы чувствуем себя покинутыми и одинокими. Ее потеря — это образ наших собственных потерь и страданий. Но Христос приходит именно в такие моменты, когда надежда кажется утраченной. Он приближается к нам, касается наших ран и говорит: «Не плачь».

Часто в жизни мы оказываемся перед лицом тишины и пустоты. Может быть, мы переживаем утрату близкого человека, разочарование, болезни или другие испытания. И в такие моменты мы задаемся вопросом: где сейчас Бог? Почему Он не войдет в эту ситуацию и не изменит ее Своею властью? Почему это происходит со мной? И сегодняшний Евангельский отрывок напоминает нам, что Бог как раз не остается безучастным. Он видит нашу боль и знает, как нам помочь. 

Важно заметить, что вдова не обращалась ко Христу с просьбой. Она не просила о чуде. Ее горе было настолько глубоким, что, возможно, у нее даже не было слов. Но Богочеловек Сам инициирует действие. Это показывает, что Божия благодать не зависит от наших заслуг или даже от нашей веры в момент отчаяния. Бог действует по Своей любви и милосердию.

Дорогие братья и сестры, это великое утешение для нас. Независимо от того, насколько тяжело нам бывает, насколько мы чувствуем себя потерянными, Бог Сам приходит к нам навстречу. Он не ждет, пока мы соберем силы обратиться к Нему; Он сам протягивает руку помощи.

Но как мы можем ответить на это Божественное сострадание? Прежде всего, нам нужно открыть свое сердце для встречи с Христом. Не замыкаться в своей боли, не опускаться в отчаяние, но позволить Богу войти в нашу жизнь. Часто мы пытаемся сами справиться со своими проблемами, ищем утешения в мирских вещах, которые не могут дать истинного исцеления. Но только Христос способен воскрешать мертвое, возвращать смысл и надежду там, где их уже нет.

Также мы призваны подражать Христу в Его милосердии. Вокруг нас множество людей, которые переживают свои «похоронные процессии», — это может быть горе, одиночество, духовная пустота. Мы можем стать теми, кто приносит им слово утешения, кто прерывает их путь отчаяния прикосновением любви и заботы.

В современном мире, где часто царят равнодушие и эгоизм, христианин призван быть носителем света и надежды. Как Христос не прошел мимо скорби вдовы, так и мы не должны проходить мимо чужой боли. Иногда одно доброе слово, один жест внимания может изменить жизнь человека.

Сегодняшнее Евангелие также напоминает нам о победе жизни над смертью. Воскрешение сына вдовы предвосхищает Воскресение Самого Христа и наше собственное воскресение. Смерть — не последнее слово. Христос разрушил ее власть, и мы призваны жить этой надеждой.

Когда мы произносим в Символе веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века», мы исповедуем веру в то, что смерть не является концом, что Бог приготовил для нас вечную жизнь с Ним. Это дает нам силу преодолевать страхи и трудности, смотреть в будущее с уверенностью и радостью.

Дорогие мои, пусть сегодняшний евангельский рассказ станет для нас источником утешения и вдохновения. Да научимся мы помнить о том, что Христос — Тот, Кто всегда рядом, Кто понимает нашу боль и готов преобразить ее в радость. И пусть мы сами станем проводниками Его любви в этом мире, принося свет там, где царит тьма.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 20 октября 2024 года. День памяти мучеников Сергия и Вакха. Храм мучеников Сергия и Вакха в деревне Моркино Городище, Тверская область.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.