06.02.2023 | Вера

Христианский ответ на несправедливость

В день памяти блаженной Ксении Петербургской мы слышали Нагорную проповедь Спасителя, в которой сказано о том, что Бог считает справедливым, а что нет. Из первых уст мы слышим о божественном мироустройстве и о месте в нём каждого человека. Месте, которое человек определяет себе сам собственным поведением и своим отношением к другим людям и к Богу.

Мы довольно часто сетуем на несправедливость, на неравенство, на несоответствие этого мира и людей, в нем живущих, каким-то нашим собственным представлениям о том, как должно быть. Чаще всего и эти самые представления о том, как должно, — тоже не вполне наши, но навязаны нам извне, однако в их отстаивании мы готовы идти до некоей степени своих возможностей. Порой они становятся серьезным камнем преткновения для многих жизненных свершений, довольно часто — поводом для ссор, обид и непонимания. Но самое главное, такое понимание о некоем должном порядке вещей и собственном в этом порядке месте становится причиной для обид на Бога, оправданием отсутствия собственной духовной жизни, причиной неразрешенных противоречий в голове.

Казалось бы, действительно, есть понятие о справедливости. Справедливости, которая хороша для всех и гарантом которой выступает если не Сам Бог, то уж точно кто-то сильный, способный ее исполнить и поддержать. Мы ждем справедливости от других, как ждали ее в детстве от «старших». И не находя ее, теряемся, обижаемся, отворачиваемся от самой жизни. Но что же говорит нам об этом Господь? Только что мы слышали в Евангелии о той справедливости, которую дает нам Бог. По нашим меркам, она не очень-то и вдохновляющая: мы-то думали, что богатство, сытость, почет, статус в обществе — всё это благословения Божии, воздаяние должного по заслугам, а оказывается, всё должно быть наоборот. Христос говорит, что блаженны голодные, плачущие, страждущие, гонимые, терпящие смиренно зло, нищие и скорбящие. Божественная справедливость не в том, чтобы воздавать видимым благополучием за духовные подвиги, а наоборот, чаще всего, хотя и не всегда, духовные подвиги выражаются лишениями внешними, недостатком, нуждой, неустроенностью.

А это значит, что в нашем поиске справедливости в мире мы ищем не совсем там. Наше стремление к правде в этом мире, к гражданской справедливости или социальному равенству должны быть найдены не в политике, не в кодексах законов, не в научном обосновании социального мира, не в идеологии и не в философии, а только в Личности Господа нашего Иисуса Христа. Только Он — наш ответ на несправедливость и неравенство. Он — Источник свободы, ибо Он — наш Освободитель от самого главного рабства. 

Что это значит на практике? Нам посчастливилось принадлежать к Православной Церкви, сокровищнице древней мудрости святых, сосуду благодати, дающему инструменты духовной жизни и духовной дисциплины. И если мы возьмем на себя мужество активно использовать эти инструменты, духовно питаться из этого источника, открытого и благодатного, то практически сразу же увидим, как наша жизнь начнет изменяться и исцеляться. Но самое важное — если мы живем в согласии с Богом, то начинает изменяться еще и мир вокруг нас. Возможно, не потому, что он чудесным образом вдруг становится лучше, а скорее потому, что чем лучше становимся мы сами, тем более смиренными и полными любви глазами начинаем смотреть на окружающий мир, на людей и на события. Нас перестает ранить вопиющая несправедливость, поскольку чаще всего авторы такого болезненного восприятия какой-либо неправды — мы сами. 

Всмотримся в образ блаженной Ксении, которой мы молимся сегодня. Ее житие — подкрепление сегодняшних слов Христа о блаженствах нищих, голодных и гонимых. Если мы задумаемся, что же такого она сделала, то будем удивлены тому, как устроена справедливость божественная. Блаженная Ксения была очень простым человеком, нищим человеком, она не имела крыши над головой и ничего, что могла бы назвать своим. Всё, что она делала, было совершаемо из скромности и из недостатка. Но вместе с тем она была строгой исполнительницей всего того, чему учит Церковь. Вряд ли она думала, что когда-то мы будем почитать ее иже во святых, ибо при жизни не всегда была почитаема или сильно заметна. Она просто делала свое дело, которое одновременно было и делом Божиим. Кажется, ничего не может быть проще, чем взять и сделать честно всё то, о чём говорит двухтысячелетний опыт Церкви. Но вместе с видимой простотой именно эта способность «взять и сделать», не мудрствуя лукаво, не ища какой-то дополнительной справедливости и правды для себя, — и есть то, что отличает человека просто хорошего от человека святого. 

Давайте помолимся святой блаженной Ксении Петербургской, да поможет она и нам быть проще, жить проще, относиться проще и лучше к себе и ближним, чтобы хоть в какой-то мере, хотя мы с вами и очень сложные люди, но всё же приблизиться к божественной простоте, любви и справедливости, образ которой дает нам своей жизнью блаженная Ксения.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 6 февраля 2023 года. День памяти блаженной Ксении Петербургской. Храм блаженной Ксении Петербургской, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.