04.09.2022 | Вера

Христианская ответственность за творение Божие

Мы вновь слышали Евангельское чтение о богатом юноше, который пришел ко Христу за советом, но ушел опечаленный, будучи не в силах выполнить Божественный призыв. Этот отрывок хорошо знаком нам, особенно своей заключительной афористичной частью: «Легче верблюду пройти через игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Небесное». Основной урок, который мы можем усвоить из сегодняшнего Евангелия, пожалуй, может заключаться в том, что мы вполне можем знать Божественный закон, можем даже формально выполнять правила, предписания, заповеди и в этом формальном смысле быть безупречными людьми. Но всего этого может оказаться недостаточно. Мало только знать о Боге. Исполнять десять заповедей — это просто не делать запрещенных вещей. Но Господь сегодня говорит о том, что есть нечто большее этого. 

Господь призывает юношу к действию. Раздать имущество и идти за Богом — это призыв о том, что мало быть просто послушным, нужно быть проактивным, нужно быть готовым действовать и проявлять инициативу, а не просто слушаться и исполнять. Это уже нечто большее, чем первые ступени духовной жизни, именно поэтому Христос отвечает юноше на вопрос «как спастись» фразой «если хочешь быть совершенным», очевидно подразумевая, что для спасения как некоего минимума жизни уже достаточно того, что юноша выполняет предписанное. Но для совершенства этого оказывается недостаточно. 

Для совершенства необходима активная, творческая, инициативная позиция по отношению к Богу и к ближним. Необходима любовь, выражающаяся в делах любви и в жертвенности. Иначе говоря, нужно не просто и не только помолиться за человека, который сидит в дорожной пыли и просит милостыню, но подойти к нему, поднять, предложить помощь, купить ему новую одежду, если он того желает, помочь восстановиться социально и начать новую жизнь. Это гораздо сложнее того, чтобы просто воздохнуть о нем или бросить копеечку, но этим совершенство отличается от вроде бы формальной праведности.

Сегодня особенный день — день всеобщей и усердной молитвы о сохранении Божиего творения — того, что дал Бог человеку для мудрого владения, для жизни, для радости. Во всех храмах наших сегодня мы будем молиться о том мире, в котором живем: о нашей планете, об экологии, о растениях и зверях, которые нас окружают, о воздухе и воде, о звездном небосводе. Это необычайно важно, и даже не потому, что Господь без наших просьб не сохранит Свое творение. Это важно в первую очередь для нас самих, ведь так часто всё это кажется нам как будто бы само собой разумеющимся, обыденным, даже маловажным. Как будто бы это данность, которая есть, и никто не может у нас ее отнять. Мы перестаем замечать, насколько это всё удивительно, красиво, величественно и хрупко.

Мы все прекрасно знаем, как из-за человеческого фактора в том числе загрязняется наша планета, разрушается Богом данный нам мир. Нам нельзя впадать в какую-либо крайность: ни в крайность манифестов и шествий в защиту окружающей среды, ни в крайность равнодушного к ней отношения. Поскольку довольно часто за зелеными манифестациями могут скрываться иные идеи, нежели постулируемые. Но и в равнодушии или даже в губительном отношении тем более нет правды, поскольку они — грех и нарушение Божественной заповеди о хранении сотворенного мира, которую Бог дал Адаму.

Когда мы говорим и молимся об экологии, мы должны помнить о том, что забота о природе, забота об окружающем мире, забота о планете: о воздухе, реках и озерах, о лугах и деревьях, о зверях, населяющих наш мир, — это не просто разговор от безделья, но исполнение заповеди Самого Бога, Который первому человеку дал этот завет, а после — никогда не отменял. Когда мы сами не бросаем мусор, не разжигаем костры в лесу, не загрязняем реки и озера, когда мы поднимаем пластиковую бутылку, брошенную чьей-то равнодушной рукой в лесу, когда собираем раздельно мусор, участвуем в акциях сбора пластмассовых крышечек — мы исполняем заповедь Божию и совершаем дело, за которое получим свое воздаяние. Это не просто действие, это самая настоящая духовная работа, действие поистине спасительное. 

Пусть сегодняшний день будет нам напоминанием о такой христианской ответственности. Мы должны действовать ответственно по отношению к творению Божиему и ко всем живым существам. Потому что так заповедал Господь. Быть ответственным — значит помнить, что всякий раз, когда мы проходим мимо брошенного мусора, отводя глаза, когда мы знаем о том, что где-то мучают животное или загрязняют реку стоками, — и молчим — мы нарушаем Божию заповедь. И мы можем быть подобными сегодняшнему богатому юноше, который вроде бы всё знает о Боге и всё правильно понимает, но не готов действовать активно и уходит от Христа с понурой головой. 

Желаю всем нам быть активными, исполнять Божественные повеления о мире, в котором мы живем, и через такую работу над собой исполнить заповедь Христову о любви к Богу и к ближним и первую райскую заповедь о возделывании и хранении мира. И через это достичь спасения и вечной жизни с Богом.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 4 сентября 2022 года. Двенадцатая неделя по Пятидесятнице. Воскресенский кафедральный собор, Тверь. 

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.