07.08.2021 | Богослужение

Храмы и люди

Мы с вами собрались в полуразрушенном храме, в доме Божием, который когда-то был красивым и благоукрашенным, но сегодня во многом порушен и лишен прежнего убранства. Этот храм и само село — свидетели множества исторических событий, ведь в здешних местах церковная жизнь началась еще до монголо-татарского нашествия, в этих местах еще до основания села был монастырь, фундамент которого можно еще обнаружить в роще, именуемой Золотой дачей, возле Святого ключика. Храм, в котором мы собрались сегодня, построен позже, но всё же уже в древности для нас — в XVIII веке.

Мне на сердце приходит несколько размышлений по этому поводу. Во-первых, хотелось бы сказать о времени. Ведь храмы Божии подобны людям. «Вы — храм Бога Живого, как сказал Бог: “вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом”», — пишет Коринфской общине апостол Павел (2 Кор 6:16). Храмы, как и люди, рождаются, будучи сотворены из праха земного, живут во времени и часто умирают — будучи порушены людьми или преданы забвению. Храмы бывают погребены под спудом земным. И храмы воскресают силой Божией через руки людей, которые неравнодушны к порушенной и погребенной святыне.   

И в этом смысле наша Русская земля, особенно земля Тверская, напоминает часто кладбище порушенных святынь. Помню, как несколько лет назад, путешествуя по древней Византийской земле, на территории Турции, со студентами Санкт-Петербургской духовной академии, мы вот так служили на руинах древних храмов. Прямо на разогретых солнцем камнях, которые были раньше основанием престолов, на которых совершалась Божественная Евхаристия. Это были храмы в окрестностях Эфеса и в древней Смирне, Мирах Ликийских и других древних городах, где прежде жили христиане. От каких-то из них остались только стены, от других — камни фундамента, поросшие травой, от третьих — только место и знание того, что внизу, под спудом, под зеленой травой — останки святыни.

И когда ты находишься в таком месте, то сердце наполняется светлой печалью. Это уже не горе, которое было, несомненно, для многих верующих в дни разрушения святыни, во времена гонений. Потому что со временем чувство горя сменяется на светлую печаль, это справедливо и для смерти человека, и для разрушения храма Божиего. Как на древних могилах — мы приходим и молимся, но не испытываем горечь трагедии, которую испытывали современники, знавшие погребенного человека, любившие его, говорившие с ним. Но вместе с тем именно на таких древних могилах чувствуется как-то особенно преображающая сила грядущего Воскресения. Вот, эти могильные плиты, но на них уже зеленая трава, новая жизнь со всей ее буйностью и разнообразием.

Верю, что эта сила коснется и храма, в котором мы молимся. К сожалению, невозможно восстановить храмы древней Византии. Невозможно вновь вдохнуть жизнь и во многие храмы древней Руси прежде всего потому, что в местах, где они стоят, нет уже людей, которым этот храм нужен, которые ухаживали бы за ним и поддерживали его жизнь. Такова печальная правда жизни. Но порой находятся люди, которым дорога порушенная святыня, и они начинают ее возрождение. Кто-то собственными руками расчищает от мусора и нанесений времени святое место. Кто-то, имея средства, разворачивает полноценные работы по восстановлению святыни. И тогда постепенно храм обретает жизнь, словно воскреснув, пророчествуя и нам о грядущем Воскресении. Мы воскреснем однажды силой Божией, но храмы воскресают руками человеческими, и в этом есть удивительное сотворчество Творца и творения.

Только что мы слышали слова апостола Павла, который, обращаясь к церкви Рима, говорил: «По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим 12:3). Потому и нам стоит осознавать, что мы далеко не всесильны, мы не можем порой не только сделать что-то по-настоящему новое, но даже и вернуть прежнее. Вернуть прежнее вообще невозможно. Но в меру нашей веры, понимая всю скудность сил своих, мы действительно можем надеяться, что благодатью Божией, которая выше всяких наших усилий и сил, возможна и новая жизнь, Евхаристическая жизнь, в тех местах, которым суждено воскреснуть из праха, в который они были обращены людьми.


Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 7 августа 2021 года. Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы села Сташевичи, Тверская область.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.