06.12.2022 | Вера

Господь готов разделить с нами труд жизни

Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф 11:28–29) — такие знакомые каждому, кто ходит в церковь и читает Евангелие, слова слышали мы только что. Господь обращается к нам, обещая покой нашим измученным и мятущимся душам. Именно этого покоя мы жаждем, часто даже не отдавая себе в этом отчет. Этот покой — противоположность нашим ежедневным страхам, сомнениям и смятению, постоянному гнетущему чувству необходимости и обязанности что-то предпринимать и делать, суетиться, стараться, спешить, чтобы не пропустить как будто бы что-то важное в жизни.

Мы довольно часто чувствуем себя уставшими. Иногда это благородная и приятная физическая усталость. Часто это более неприятная и тяжелая умственная усталость. Но не о такой усталости говорит Господь, когда обещает нам отдых. И он говорит о более важном и более глубоком отдыхе — об отдыхе души, об успокоении от духовной усталости. Об отдыхе от обид, сожалений, чувства вины и всего того, что отвлекает нас от внимательности к себе, от внимания к тому мгновению жизни, в котором мы находимся, что отвлекает нас от способности удивляться тому, что происходит здесь и сейчас. 

Вспомним, как такая внимательность была возможна в детстве, когда еще было возможно рассматривать подолгу цветок или плывущие по небу облака. Когда мы еще обладали этим бесценным даром — не быть постоянно мучимыми страхами, переживаниями, сомнениями, ответственностью, необходимостью и прочими вещами, которые не позволяют нам удивляться сотворенному Богом миру во взрослом возрасте. Можно даже предположить, что с годами жизни человек, бывший духовно полноценным в детстве, теряет этот великий дар и будто бы ничто уже не может нас снова сделать целыми.

Это может сделать только Бог, Который сегодня обещает нам: приидите ко Мне, и Я успокою вас. Он предлагает взять на себя Его иго, чтобы нам стало легче. Иго — это ярмо, специальное приспособление, которое позволяет объединить двух или нескольких животных в одну упряжку. Сейчас в повседневной жизни мы уже не часто можем увидеть это устройство, поскольку всю работу подобного рода выполняют машины, потому и смысл этого слова ускользает от нас. Ярмо позволяет объединить усилия животных для того, чтобы делать тяжелую работу было легче. То, с чем не может справиться один вол, — с тем два справляются с легкостью. Таким образом, Господь говорит нам не о том, чтобы мы взяли на себя дополнительные трудности вместе с Его игом, но наоборот — речь о том, что Он Сам предлагает нам разделить наш тяжелый путь и сделать его легче. Мы часто берем на себя обязательства, которые нам потом крайне трудно нести. Сама жизнь подталкивает нас ко множеству решений, принимая которые мы усложняем свой путь. Порой нам становится невыносимо тяжело и мы уже не в силах тянуть всё то, что взяли на свои плечи. И Господь говорит нам, что готов разделить с нами этот труд и помочь. 

Другой смысл этих слов состоит в том, что земледельцы, благодаря ярму, обучали неопытных животных, ставя их в пару с уже обученными. Господь предлагает нам работать вместе с Ним, чтобы научиться жить для Царствия Божиего. Научиться от Него кротости и сердечному смирению. Он говорит, что только тогда, когда мы будем делать дело вместе с Ним, сможем обрести покой. Ведь действительно, если мы оставим переживания о всём том, что поставили для себя во главу угла, — разве это не успокоит нас? Если мы внутри себя смиримся с тем, что имеем, и станем с благодарностью принимать из рук Божиих всё то, что Он дает нам, не метаясь в тоске о чем-то несбыточном, что мы сами для себя придумали, — разве это не сделает нас по-настоящему счастливыми?

Сегодняшние слова Господа — это утешение и обещание для каждого из нас. Многие из присутствующих здесь несут большую нагрузку, иногда непосильную. Многие из нас борются со всем, что находится внутри нас и беспокоит ежечасно. Своими силами мы не можем избавиться от всего этого и найти отдых и успокоение. Но это может Всемогущий Бог, Который говорит нам ныне о трех вещах, которые нужно сделать каждому, кто ищет покоя: «приходи», «возьми» и «научись». 

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 6 декабря 2022 года. День памяти благоверного князя Александра Невского. Храм благоверного князя Александра Невского в микрорайоне Чайка, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.