04.02.2024 | Вера

Гонения на христиан в наши дни

Сегодня мы молитвенно вспоминаем новомучеников и исповедников Церкви Русской и поминаем всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Совершая это, мы порой попадаем в некоторую ошибку восприятия, думая о том, что та самая година гонений за веру Христову была когда-то, что мы сейчас живем в совсем другие времена и потому можем смотреть на гонения будто бы со стороны, оглядываясь назад. Я хочу в этот день сказать о тех наших братьях и сестрах, которые страдают и гонимы сегодня, прямо сейчас. 

По мировой статистике более 365 миллионов христиан страдают от преследований и дискриминации за свою веру. В 50 странах мира сейчас идут активные гонения за веру во Христа. Каждый седьмой христианин различных конфессий в мире подвергается преследованиям и находится в опасности. В 2023 году в среднем за веру убивали тринадцать христиан в день. Каждый день нападают на 12 церквей или других христианских зданий. И каждый день 12 христиан несправедливо арестовываются или содержатся в тюрьме, а еще 5 похищаются.

Число нападений на церкви и христианские школы, больницы и кладбища резко возросло в 2023 году, увеличившись в семь раз по сравнению с предыдущим годом. Всего таких нападений за год было без малого 15 тысяч. В 2023 году число верующих, вынужденных покинуть свои дома, увеличилось более чем вдвое и достигло почти трехсот тысяч за год. В наиболее опасных для верующих странах Африки к югу от Сахары около 3% всех христиан вынуждены покинуть свои дома.

В Китае за год закрыли не менее 10 000 церквей. В Индии христианские владения много раз подверглись набегам разъяренной толпы. А в Алжире, где официально было 47 протестантских церквей, открытыми остаются только четыре, и сейчас они находятся под сильным давлением. Большинство христиан, убитых за свою веру в 2023 году, были убиты в странах Африки к югу от Сахары. На долю Нигерии пришлось девять из десяти убийств на религиозной почве. Христиане также были убиты в Конго (ДРК), Буркина-Фасо, Камеруне и Центральноафриканской Республике (ЦАР).

Не могу не сказать и о гонениях на наших православных братьев и сестер, архиереев, монашествующих, священнослужителей и мирян Украинской Православной Церкви. Да, может быть, там нет столько мученических смертей, благодаря милосердию Божиему, но мы видим исповедание и страдания за веру, архиереи и священнослужители преследуются по религиозному признаку, их арестовывают и сажают в тюрьму, отбирают храмы у общин и насильно закрывают монастыри. Страшно, что происходит подмена Церкви Христовой раскольническим не церковным сообществом под названием ПЦУ. 

Эта статистика — напоминание всем нам о милосердии Божием по отношению к нам и о хрупкости нашего состояния. Мы живем во время, когда Церковь Христова в нашей стране не гонима. Но мы не заслужили это время, оно, возможно, дано нам за подвиг наших предшественников, проливших реки своей крови и напитавших ею нашу многострадальную землю — землю новомучеников и их мучителей, землю подвига и предательства, землю, ставшую местом расстрела и антиминсом нашей сотворенной Богом планеты. 

Будем молиться о наших страдающих братьях-христианах. Будем молиться о всех, кто пострадал прежде. Будем молиться тем, кто ныне предстоит Богу за свое свидетельство. Будем молиться Богу о том, чтобы Он поддержал всех нас и нашу страну, прошедшую столько испытаний, бывшую свидетельницей великой святости и героизма, великой подлости и жестокости. Будем благодарить Бога за время без гонений, но будем также помнить, что это время, когда одни гонения кончились и пока что не начались другие. Будем использовать это благословенное время для того, чтобы собираться вместе на молитву, слушать пение хора и взирать на иконы, причащаться Святых Христовых Таин. Будем относиться к этому как к великому дару и благословению, которого мы, в общем-то, не заслужили. 

Как не заслужили и тех невероятных условий для проповеди Евангелия, которые мы имеем сегодня и которые, к сожалению, далеко не всегда ценим. Недавно я читал об особенности проповеди христианства в разных странах мира и поражался, в каких тепличных и комфортных условиях живем мы. Например, особенности проповеди в Папуа — Новой Гвинее заключаются в том, что в этой стране 800 языков и люди живут одновременно в каменном веке и в XXI веке. Проповедник столкнется с племенной системой: всё зависит от вождя. Вождь сказал верить — верим, и наоборот. Там всего 5 православных христиан на всю страну сегодня. И там практически ничего не знают о существовании России, тем более о Православии. «Спешите в храмы Божии, пока еще звонят», — поется в одном из кантов. Эти слова — призыв новомучеников и исповедников XX века, обращенный к нам, людям века XXI. 

Обратим внимание на рассказ об иерихонском слепом, который мы слышали только что. Слепой муж у дороги в Иерихоне был лишен физического зрения, однако обладал большим — он имел зрение сердца, умение «видеть» своей верой. Эта встреча с Господом становится для нас примером того, как вера и упование могут преобразить саму суть нашего бытия.

И вот, исцеленный, он следует за Христом. Этот момент становится великим уроком для каждого из нас. Исцеление — это лишь начало пути. Настоящее преображение начинается с того момента, когда мы решаем следовать за Христом, открывая нашу жизнь Его присутствию, Его слову, Его воле.

Так пусть же история иерихонского слепого будет для нас напоминанием о том, что вера — это не статичное состояние, а постоянный путь. Путь, который ведет нас к глубоким изменениям, к новому видению мира и нашего места в нем, к новому пониманию того, что значит видеть — видеть глазами веры.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 4 февраля 2024 года. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Спасо-Преображенский собор, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.