30.03.2022 | Вера

Главная боль нашего времени

«Кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникает в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии» (Иак 1:23–25), — написал некогда святой апостол Иаков. Сегодня мы вновь услышали слова Господа, которые слышим довольно часто в церковных чтениях и песнопениях, к ним часто обращаются проповедники и писатели, проповедь «на месте равнем» словно бы у всех на слуху, она общедоступна и известна. Но вместе с тем чаще всего слова этой проповеди как бы проходят мимо нас, ибо если бы они возрастали в нашем сердце, то и мир был бы иным, иными были бы и мы сами.

Тогда вокруг Христа собралось множество людей. Кто-то хотел исцелений телесных, но далеко не все; многие были здоровы. Но они пришли за Ним, очевидно, потому, что имели пустоту внутри, зияющую дыру, которую необходимо заполнить смыслом. Ибо во все времена именно этого смысла так не хватает в жизни. Казалось бы, в наше время свое время можно заполнить чем угодно, сколь угодно увлекательными книгами, фильмами, мероприятиями и занятиями, — но внутренней пустоты меньше не становится. Люди во времена Христа считали жизнь такой же пустой, как считают и люди, живущие сегодня. Они точно так же изо всех сил пытались найти какой-то смысл, хотя бы какую-то зацепку, которая бы придала их жизни значение и иное измерение, нежели просто жизнь от молодости до старости, работа, пища, дом, отдых. И Христос давал ответы на эти вопрошания, ибо Он как раз и говорил о смыслах, которые могут стать для человека всеобъемлющими, которые могут заполнить и исполнить его внутренний сосуд, жаждущий правды.

Именно эта дыра в сердце и порождает ненависть, которая обрушивается на мир в те или иные времена. Именно эту пустую зияющую дыру внутри люди пытаются заполнить деньгами, алкоголем, наркотиками, властью, развратом — и ничто не может ее заполнить. Как говорил один знаменитый и успешный писатель, итогом жизни которого стало самоубийство, «я живу в нашем доме словно в вакууме, одинокий, как лампочка в радиоприемнике, в котором истощились все батареи, а ток подключить неоткуда…» И мы знаем сегодняшние примеры звезд, миллионеров, киноактеров или просто чрезвычайно успешных людей, которые заканчивают жизнь совершенно несчастными или разбитыми жизнью людьми, не имеющими больше никакого смысла к существованию. Совсем недавно мир облетела новость, как один из самых знаменитых мировых актеров, некогда безусловный кумир и любимец публики, попросил провести над ним процедуру эвтаназии, потому что он больше не видит смысла в жизни. 

Главная боль нашего времени — внутренняя пустота. И хотя мы вроде бы понимаем, как утолить эту боль, и хотя мы говорим, что пустоту эту может утолить только Бог — в действительности часто происходит так, что, несмотря на наши знания и даже отчасти веру, пустота эта живет внутри нас, ибо так часто мы подобны человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он…

И тем сильнее звучат в сердцах наших образы людей, которые смогли преодолеть себя, заполнить внутреннюю пустоту Богом, смогли прочесть, услышать и удержать в себе Божественный призыв. Смогли разглядеть собственные черты и понять, каковы они, смогли вникнуть в закон совершенный и понять, чего хочет от них Творец мира. Это люди святые, каким был и преподобный Макарий Калязинский, ради памяти которого мы собрались сегодня вокруг его честных мощей. В этот день он преставился 539 лет назад, более чем половину тысячелетия уже минуло с того дня. Но оттуда и до нас доносятся ныне слова его, произнесенные на смертном одре:

«Возлюбленные отцы и чада! Я, как и все земнородные, отхожу в путь отцов моих, а вас предаю Господу Богу, могущему наставить вас и дать вам наследие вечное. Всячески пекитесь о своем спасении, пребывайте всегда в трудах, посте, бдении и непрестанной молитве; блюдите чистоту душевную и телесную; не воздавайте зла за зло или досаждения за досаждение. Разумейте, братия: если я имею дерзновение к Богу, то по моем отшествии сия обитель не оскудеет, но распространится. Слава Богу о всех, аминь».

Казалось бы, это такие простые слова, которые мы слышали от многих проповедников и святых. Вроде бы в них нет ничего нового. Вроде бы они понятны и даже слишком понятны, чтобы их произносить, это ведь само собой разумеется. Но отчего-то святой Макарий именно их произнес перед самой своей смертью, очевидно зная, что его последние слова останутся в истории. И слова эти были просты. Но только те, кто попытается вникнуть в их значение, найдут в них нечто для себя; остальные пройдут мимо. 

Так и в проповеди Христовой на равнине: много людей слушало Его. И слова эти звучали громко два тысячелетия после произнесения. Но тогда от места проповеди отошли люди, некоторые — приняв их и сложив в сердце, а некоторые потом оказались среди толпы, кричащей: «Распни». И сегодня мы можем постараться поставить эту проповедь в центр своей жизни, а можем просто знать, что она есть, и можем даже знать ее наизусть, но ничего не менять в своей жизни и тем самым прийти к печальному итогу: одиночеству, пустоте, внутренней бессодержательности. Молитвами преподобного отца нашего Макария, Господи, помоги нам этой участи избежать.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 30 марта 2022 года. День памяти преподобного Макария Калязинского. Вознесенская церковь Калязина, Тверская область.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.