15.09.2021 | Богослужение

Единство в вере и молитве

В Евангельском чтении мы слышали, как Господь исцелил бесноватого и бывшие на месте том иудейские старейшины стали возмущаться и обвинять Христа в том, что он не божественной, но диавольской силой изгоняет бесов из людей. И Господь, «призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану? Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его» (Мк 3:23–26).

Мы слышали о том, что для религиозных лидеров Израиля правда Божия не была определяющим фактором. Не имела совершенно никакого значения радость исцеленных, не было благодарности Богу за повергнутых бесов, не было никакой веры в происходящее на их глазах. 

Не потому, что это происходило призрачным образом, совсем нет, чудеса на их глазах совершались реально и недвусмысленно. Всё дело в том, что рядом с Христом они чувствовали себя неуверенно и шатко. Рядом с Богом повелевающие народом от Его имени блекли и становились ненужными. Исцеленные видели во Христе благословение, а фарисеи — угрозу. Именно поэтому они желали убить Христа: ведь Он отменял их. 

Христос отвечает на их обвинение: не может сатана воспротивиться себе и разделиться. Мало того, вообще всякое сообщество, человек или дом не могут устоять, будучи разделенными, лишенными своей силы. 

И эта притча Христова о единстве возможна к прочтению сразу с двух планов: изнутри и извне. Изнутри, как собственно притча, доносящая мысль о том, что распадаются сообщества, подверженные внутренней вражде. Извне — на примере этих самых старейшин, окруживших Христа и обвиняющих Его в связи с демоном. И если изнутри всё более или менее понятно — да, действительно, если прежде сплоченное сообщество, семью или друзей разделить, они станут слабее, разделенное сообщество распадется, разделенная семья перестанет существовать, друзья расстанутся. То смотря извне, мы наблюдаем своего рода самосбывающееся пророчество фарисеев о себе.

На их примере мы видим, чтó может быть разрушающей силой для единства. Фарисеи всё время критикуют Христа. Это даже не критика, которая уместна в местах, специально отведенных для нее: в парламенте или народном собрании, где она является возможностью сделать город или государство лучше; в науке, где она может стать катализатором прорыва; в духовных соборах, где посредством рассуждений, опровержений и часто сомнений рождаются более или менее точные богословские формулировки. 

Но критика по поводу и без, критика только для того, чтобы критиковать, критика без правил и ограничений форматом, то, что в нашем языке обозначается словом «критиканство», — это уже далеко не продуктивный инструмент для улучшения жизни. 

Такая критика из инструмента улучшения перерастает в духовное качество человека, в страсть, когда в сердце поселяется осуждение. Такой порок в первую очередь разделяет самого человека внутри, делая его двуличным, относящимся одним образом к себе и совершенно по иным критериям оценивающим ближних. 

Часто осуждение стыдливо прикрывают словом «критика» или гордо именуют борьбой за какую-то одному критикующему ведомую правду. Точно такое же осуждение и клевету мы слышали и сегодня от фарисеев по отношению ко Христу. Ведь, казалось бы, Он только что изгнал демона из человека, то есть совершил то, что под силу только Богу или святым. Но фарисеи, пораженные критиканством, говорят: Он сделал это силой бесовской. 

Человека осуждающего, того, кто впустил в свое сердце эту страсть осознанно, — практически невозможно переубедить. Критикану невозможно что-либо доказать, ибо он не правды ищет, а только доказательств своей правоты, потому никакие аргументы для него не имеют силы. Ведь даже когда Христос Сам восстал из мертвых, позже они сказали: Его украли ученики. 

Человека духовно упрямого очень сложно переубедить, исцелить от приобретенной страсти. Нам стоит помнить об этом, чтобы в самих себе стараться отслеживать, не заражаемся ли мы чем-либо подобным, ведущим туда, откуда пути уже почти нет, где наступает точка невозврата. 

Мы слышали, как Господь размышляет о единстве. Он говорит, что единство — важный фактор устойчивости систем или сообществ: «всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф 12:25). Бог учит нас, Его народ, жить в единстве друг с другом. А единство требует любви и терпения. Ведь разделения начинаются там, где любовь теряет силу, и тогда ее побеждают обиды, стресс, споры, конфликты, эгоизм. Если присмотреться к этому, то мы увидим, что именно в этом коренится ненависть, борьба, тьма, которые пытаются заглушить свет братского единства во Христе.

И эти разделения страшны всюду, но самые уродливые маски они приобретают, поселившись между христианами, членами Церкви, формально говорящими об одной вере, одном Боге и одном Крещении, но по факту ищущими поводы критиковать ради осуждения, разделять на Павловых и Аполлосовых. 

И все бы не было так страшно, если бы не слова Спасителя «и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот». Ведь это же можно отнести и к христианской общине: если мы разделимся в себе, то не устоим. И ведь мы видим такие примеры, особенно если вспомнить двухтысячелетнюю историю христиан. 

Историю, на заре которой апостол Павел писал Коринфской общине: «Я умоляю вас, братья, во имя нашего Господа Иисуса Христа, быть в согласии друг с другом! Пусть между вами не будет разделений, но будьте едины в мыслях и в целях» (1 Кор 1:10). 

Это важно не потому, что невозможны сомнения и споры. Это важно потому, что, находясь на поле духовной брани в едином лагере, мы должны четко осознавать, что если в лагере перед лицом противника нет единства, то такое воинство будет повержено, ведь все силы и стратегию оно истратит на внутреннюю борьбу и интриги.

Только Христос нас всех, таких разных и таких зачастую слабых ко греху, может сделать едиными. И как общину, которая собирается в одном месте для молитвы. И как единый народ, живущий на одной территории. И в более глубоком, духовном смысле, который мы часто не можем до конца понять: через посредство соединения с Самим Богом в Таинстве Его Тела и Крови. 

Потому и ныне все мы, дорогие отцы, братья и сестры, собравшиеся для торжества Евхаристии, постараемся быть едиными в устремлениях, молитвах и вере, чтобы едиными устами и единым сердцем славить Господа, Тела и Крови Которого мы будем сегодня причащаться для того, чтобы стать истинно едиными с Ним и друг с другом.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 15 сентября 2021 года. Праздник 750-летия со дня основания Тверской епархии. Спасо-Преображенский кафедральный собор, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.