03.04.2022 | Вера

Единственный способ победить зло

Верую Господи! Помоги моему неверию, — восклицает отец юноши, одержимого духом немым. Мы слышим интонации, с которыми он говорит эти слова Богу, и, возможно, даже понимаем чувства этого отца — мы все переживали подобное. Христос внял мольбе отчаявшегося и ради его веры, пусть несовершенной и слабой, исцелил юношу, которого не смогли исцелить апостолы. 

Сегодняшний евангельский сюжет, хотя и кажется нам довольно простым и понятным, поднимает проблему гораздо более глубокую, проблему, которая мучила человечество со дня изгнания из Рая. Это проблема способности людей побеждать зло. Во все времена, несмотря на заявления и заверения отдельных людей о том, что люди становятся лучше, нравственнее и эмпатичнее, зло в различных своих проявлениях всё так же прорывается сквозь призрачную пелену благополучия. Зло существует, как и всегда, во множестве проявлений — это войны и нищета, голод и беды тысяч беженцев, вынужденных бросать свои дома и искать мира. Это болезни, которых с годами и с прогрессом медицины, увы, не становится меньше, а, скорее, даже наоборот. 

Христос говорит ученикам, что единственный способ победить зло — молитва и пост. На этом рассказ евангелиста Марка обрывается, и мы не знаем, что ответили ученики своему Господу, о чем шла дальнейшая беседа. Но у нас, возможно, как и учеников тогда, сам собой возникает вопрос: разве действительно молитвы и поста достаточно для того, чтобы победить зло? Сколько людей молится и постится каждый день, сколько было их в первые века христианства, пышущие злом, сколько было подвижников во времена средневековья, когда болезни и войны косили население Европы? Действительно ли молитва и пост способны что-то изменить в этом смысле, хоть как-то, если не победить, то немного угасить пламень зла?

Похоже, дело в том, что Господь хочет сказать нам о том, что победа зла возможна лишь в конкретных и частных случаях. То есть молитва — конкретная молитва о человеке, пост — ограничение себя ради высвобождения сил, ресурсов — для помощи другому. Ведь и Сам Он, воплотившись на земле, не исцеляет всех больных, бесноватых и угнетенных по всему миру — но исцеляет только тех, кто приходит к Нему, тех, о которых мы знаем со страниц Евангелия. Однако как исцеление или спасение одного человека может повлиять на зло, царствующее в мире, в целом? Есть ли смысл делать что-либо, если всё равно в наших силах какой-то маленький, едва заметный кусочек мироздания, на который мы можем распространить свои усилия? И даже чтобы повлиять на него, нам необходимо потратить столько сил, столько внутренней концентрации, что усилия окажутся во много раз больше результата. 

Но очевидно, что для Господа важны как раз именно эти наши усилия. А значит, как раз это и есть способ победы над злом, действительно, только такой — безо всяких волшебных формул, с пониманием того, что исцелить человека гораздо сложнее, чем уничтожить. Знаменитый русский хирург Фёдор Углов писал, что для того, чтобы спасти человека, ему требуется порой больше восьми часов чрезвычайно напряженной работы, а чтобы погубить десятки тысяч людей не нужно прилагать совершенно никаких усилий, достаточно лишь обеспечить их алкоголем. Но вместе с тем спасенная человеческая жизнь, то есть хотя бы небольшая победа добра над злом, способна переменить мир. Много лет назад один проповедник, писатель и мыслитель написал строки, которыми я хотел бы завершить свою сегодняшнюю проповедь. На мой взгляд, они предельно ясно объясняют, почему усилия по спасению одного-единственного человека важны, почему важны наши посты и молитвы, направленные на исправление пусть маленькой, но относящейся ко злу кривизны мироздания, за которую мы лично можем отвечать. Вот эти строки:

Кто не вознесет взора к восходящему солнцу, кто сможет оторвать взгляд от вспышки кометы? Кто останется глух к набату, разносящемуся по округе, кто сможет заглушить звон колокола — отзвук мира?

Человек не остров, сам по себе — каждый часть материка, часть всей суши. Если частичку мыса поглотит море, то меньше станет вся Европа, словно твой дом или друга твоего был на той унесенной земле: смерть любого человека убивает часть меня, ибо един я со всем родом людским, поэтому не спрашивай, по ком звонит колокол, — он звонит по тебе.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 3 апреля 2022 года. Четвертая Неделя Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Щербинино, Тверская область.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.