11.10.2021 | Притчи

Дыхание духовной весны

Настал в Иерусалиме праздник обновления, была зима. И ходил Иисус в Храме, в притворе Соломоновом. И иудеи, обступив Его, спрашивали: «Долго ли Ты будешь держать нас в недоумении? Если Ты Христос, Мессия, то скажи нам об этом прямо». Господь же отвечал: «Я сказал вам, и вы не верите. Дела, которые Я творю во имя Отца Моего, — они свидетельствуют обо Мне. Но вы всё равно не верите, ибо вы не из овец Моих. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, они идут за мною. И Я даю им вечную жизнь, и не погибнут вовек. И никто не похитит их из руки Моей» (Ср. Ин. 10:22–28). Этот отрывок читается Церковью всякий раз, когда освящается дом Божий, храм Бога Живого.

Господь был в доме Отца Своего в те дни, когда иудеи праздновали обновление Иерусалимского храма, оскверненного почти за двести лет до событий, описываемых в сегодняшнем Евангелии, когда сирийский царь Антиох Епифан попытался утвердить одну религию на территории всей своей империи. Он осквернил Иерусалимский храм, возведя в нем алтарь Зевсу. Но уже через три года Маккавеями была восстановлена храмовая служба, произошли события очищения храма и освящения жертвенника. То есть, по меркам древней иудейской религии, это был новый праздник, и хотя в ветхозаветном обществе всё новое приживалось достаточно сложно, этот праздник совершался ежегодно и совершается иудеями по сей день, именуется Ханукой.

В отличие от других праздников празднику обновления Храма не предписывались обязательные паломничества в Иерусалим, и по большей части иудеи праздновали его дома. Но мы видим, что Господь приходит в эти дни в Иерусалим и находится в Храме. Христос ходит за несколько месяцев до Своего распятия в притворе Соломоновом, там, где через несколько лет будут собираться апостолы и первые христиане, мы знаем это из книги Деяний апостольских (Деян 5:12).

Это значит, что Господь придавал особенное значение Храму, дому Отца Своего, из которого Он ранее изгонял торговцев. Значение столь серьезное, что Он приходит в храм Его, хотя и обновленный, но всё же скованный неверием Израиля в пришедшего Мессию. Мне кажется очень неслучайным, что апостол и евангелист Иоанн Богослов в несвойственной для Евангелия манере пишет о том, какая была погода: «была зима», то есть было холодно. Возможно он делает это для того, чтобы в такой поэтической форме показать общее состояние ветхозаветного общества, скованного сердечным и духовным холодом. Показать так, чтобы предвосхитить приближающуюся весну духовную — дни, когда Христос будет мучим, убит, и воскреснет. В Священном Писании не так много описаний погоды, одно из немногих встречается в книге Песнь Песней, и оно как раз о приближающейся весне: «встань, любовь моя, моя прекрасная, и уйди; ибо вот зима прошла, дождь закончился и ушел. На земле появляются цветы, пришло время пения» (Песнь Песней, 2:12).

Тогда обновление храма не послужило обновлению душ, они остались черствыми и непреклонными к любви Божией. Но дай Бог, чтобы нынешнее освящение этого святого храма, дома Божиего, как и других храмов, которые возрождаются на нашей благословенной земле, было бы дыханием именно этой духовной весны, времени пения и прекрасных цветов, началом пусть совсем скромной, но всë-таки подлинной монашеской жизни. Дай Бог нам не остаться очерствевшими, нечуственными, не видящими очевидного Промысла Божиего о нас и о мире, подходящими ко Христу всё с теми же вопросами, требующими прямого ответа от Бога: Господи, Ты ли это

Желаю всем нам, чтобы нынешнее событие было не просто формальностью или исполнением положенного, того, что от нас требует время. Пусть нынешнее освящение храма в древнем монастыре, некогда уничтоженном новыми антиохами, желающими утвердить свою власть через порушение святыни и насаждение новой религии, некогда уничтоженного святого места, но ныне восстающего из праха, — было бы нам и назиданием, и напоминанием о Божией милости и любви. Чтобы мы не остались в неведении о своем уповании, но, слыша голос истинного Пастыря, обращающегося к нам, умели различать Его слова и не отворачиваться от них по собственной жестокости. Чтобы Он Сам, как и обещал, дал нам жизнь вечную и никто не мог похитить нас из руки Его.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 11 октября 2021 года. День памяти преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих. Свято-Успенский Жëлтиков монастырь, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.