09.11.2022 | Святые

Духовные опасности информационного шума

Сегодня мы собрались с вами почтить память двух Киево-Печерских преподобных, в честь которых, в том числе, освящен этот святой храм. Имя им обоим — Нестор, но даже по описательной части имен мы можем понять, насколько разным было их устроение и непохожим был их подвиг.

Первый из них — преподобный Нестор Летописец, человек глубоко ученый, составивший несколько литературных и исторических памятников, написавший первую историю нашего государства — Повесть временных лет, а также жития почитаемых на нашей земле святых — страстотерпцев Бориса и Глеба, в честь которых преподобным Ефремом Новоторжским был основан наш старейший Борисоглебский монастырь. «Великая бывает польза от учения книжного, — говорил преподобный Нестор Летописец, — книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».

И второй святой — преподобный Нестор Некнижный. Уже из одного имени его мы можем понять, что он был человеком необразованным, получавшим знания и опыт не из книг, но из своей жизни в Боге. Мы знаем о нем не так много, но то, что знаем, говорит о том, что он был настоящим монахом — за богослужениями горячо молился, был ревностным по отношению к подвигам, молитве и размышлению.  Читаем о нем, что он «негды иншого не мыслил, едино к Богу», то есть не имел никаких иных мыслей, кроме как о Боге. И вот на его подвиге мне хотелось бы сегодня остановиться более основательно, поскольку в нынешнее время его пример может быть весьма полезным и поучительным для нас, монашествующих современного информационного мира.

Сегодня у нас, конечно же, больше возможностей получать информацию, читать новости, погружаться в мир, чем у тех святых, которым мы ныне молимся. И в этом сокрыта глубочайшая опасность для любого монаха. Конечно, не стоит списывать всё на специфику нашего мира, поскольку и во времена двух этих преподобных, конечно же, было множество возможностей как для греха, так и для губительного отвлечения от Бога, для осуждения, для сплетен, для поколебания своего духовного устройства информацией о событиях и людях, для уязвления сердца своего желанием поучаствовать в происходящем не молитвой, но собственной реакцией. 

Я всегда стараюсь держать в памяти образ жизни современного нам с вами человека — владыки митрополита Каширского Феогноста. Многие из вас прекрасно его знают, какой это величайшего духа человек, ревностный, верный Богу. Он наш современник и всегда остается непоколебимым в своей духовной жизни и подвиге. Многому у него современным монашествующим стоило бы поучиться. Когда однажды произошла его встреча с одним очень известным поэтом, музыкантом и философом, оказалось, что владыка его не знает и ничего о нем не слышал. «Извините, — сказал он ему, — я в юности еще ушел в горы, потом в монастырь, газет не читал, телевизор не смотрел, — извините, я вас не знаю». Тогда для того человека это стало самым сильным впечатлением от посещения лавры. Знаю, что у владыки простой кнопочный телефон, он не ступает на просторы интернета, ему чуждо всё то мирское, что так искусно захватило в свои сети многих, в том числе и монашествующих. Он никогда не опускается до осуждений рядовых происходящих событий, любую тему для беседы сводя к духовной жизни и к разговорам о Боге и Его промысле о мире. Потому что любая информация, не относящаяся к  монашескому подвигу, а особенно то, что можно найти в интернете, — вызывает у нас раздражение, осуждение, желание выразить свою позицию, поучаствовать в этом. А это — губительный путь.

Я раньше часто ездил на Афон, в Ватопедскую обитель, где общался и с монахами, и с настоятелем этой обители, человеком глубоким, духовным. Многие помнят о нем, ведь он привозил Пояс Богородицы, а затем диавол отомстил ему до такой степени, что он подвергся жесточайшей клевете и даже провел какое-то время в тюрьме. Я слышал, как он поучал братию и говорил, что им ни в коем случае нельзя занимать свою голову мирскими увлечениями. Казалось бы, какая суета и какие мирские заботы могут быть на Афоне? Однако и там, говорил отец Ефрем, для монашествующих есть огромная опасность — опасность информационная. Он строго сказал на монашеском собрании дословно такие слова: «Запомните, братья, интернет, если монахи им увлекутся, уничтожит монашество». Потому что это погружение монаха в информационную паутину выбрасывает его из духовной жизни, из созерцания Бога, из мирного устроения души. И ввергает его в пучину дрязг, осуждения, сплетен, негатива, заботы о временном. А эти вещи сочетать в себе человеку невозможно. 

Сегодня как никогда мир захватил информационный шум. Он занимает сердце и ум, возгревает страстность человека. Монах — это тот, кто ушел от мира и от всего, что является атрибутами этого мира, а прежде всего, от лишней и возмущающей душу информации. Ведь именно в этом и состоит уход от мира — в сохранении себя от всего отвлекающего от Бога, от того, что не должно касаться нашего сердца. Нам, монашествующим, необходимо помнить об этом и твердо понимать, что мы теряем, когда погружаемся в информационное пространство, не приносящее ничего хорошего, но только отравляющее нашу жизнь, нашу способность общаться с Богом, повреждающее наше трезвомыслие. Будем держать в сердце и уме подвиг святых, древних и современных нам, которые главной целью жизни своей почитали сохранение своего сердца от той смуты, в которую погружают наш ум, душу и сердце такие, как кажется, простые и заманчивые вещи, которые уже стали нашей обыденностью, которые наносят тяжелые раны нашей духовной жизни. Такому предстоянию перед Богом и будем учиться у таких, как преподобные Нестор Некнижный и Нестор Летописец, память которых мы сегодня пришли молитвенно почтить, чтобы принести через это пользу душе своей. 

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 9 ноября 2022 года. День памяти преподобных Нестора Летописца и Нестора Некнижного. Жёлтиков монастырь, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.