20.03.2022 | Вера

Друзья во Христе

«Никогда ничего такого мы не видели», — слышали мы завершающие слова сегодняшнего Евангельского чтения. Эти слова произнесены людьми, которые во множестве собрались в доме древнего рыбацкого городка Капернаума. Мы все хорошо знаем эту историю: народу так много, что ко Христу невозможно протиснуться не то что больному человеку, но и здоровому. Сейчас мы хорошо понимаем, что такое ажиотаж толпы: повсюду слышим, что нужно срочно покупать сахар или что-то иное, хотя если разобраться, то совершенно и не нужно. И люди бегут, расталкивая друг друга локтями, злясь и крича. И это несмотря на то, что на самом деле такое поведение не имеет особенного смысла.

Тем более, если представить, что прошла молва не о сахаре, а о еще более необходимом многим людям: о возможности исцелений. Да, конечно, большинство из собравшихся тогда пришли не столько за духовным советом, сколько для того, чтобы получить нечто себе. Как и сейчас мы видим множество приходящих в церковь людей в те дни, когда можно что-либо взять домой: вербу ли, освященную ли воду или кулич. 

Мы знаем, как такая толпа может быть бесцеремонна и жестока. В ней все больны и все нуждаются, а значит, вряд ли кто-то уступит собственное место другому. Вспомним расслабленного у овчей купели: он много лет лежал, ожидая чуда, которое совершалось только для самых ловких. И некому было ему помочь. И не находилось людей, которые бы сжалились над ним и помогли окунуться в исцеляющие воды. Хотя нам кажется, что люди эмпатичны и сострадательны, но чаще всего оказывается так, что люди жестоки. Особенно тогда, когда нечто касается их собственных интересов. 

Но именно в таком мире безразличия и отчужденности настоящая дружба приобретает особенную ценность. Когда другие люди становятся твоими руками, ногами, твоими глазами или даже молитвой. Знаю одну историю, как семинарист, который довольно долго встречался с девушкой и сильно ее любил, перед самой свадьбой потерял ее. Это довольно трагическая история. Он перестал есть и выходить на улицу. Большинство времени он проводил в своей комнате, не вставая с постели. Друзья, а у него был круг хороших и по-настоящему верных друзей, приходили к нему, но он словно бы не замечал их. Он переживал черную и страшную ночь души. Однажды он сказал пришедшим: «Я больше не могу молиться Богу. И я не уверен, что верю Ему». 

И тогда друзья решили, что раз не может он, то они будут молиться и верить за него. И много дней они встречались вместе в храме, чтобы совершить совместную молитву за своего брата. Они просили Творца жизни вернуть жизненную силу своему духовно расслабленному другу. Спустя несколько месяцев они привычно пришли в храм, но увидели, что и друг их уже в храме. Он повернулся к ним и сказал: «Теперь вам не нужно молиться вместо меня. Я хочу, чтобы с этого дня вы молились вместе со мною».

Евангельский расслабленный, выражаясь современным языком, — это парализованный человек. Быть парализованным — значит быть скованным чем-либо и обездвиженным. Необязательно в самом прямом смысле. Нас могут сковывать наши дурные привычки, мы можем быть связаны шаблонным мировоззрением, ненавистью к кому-либо, мы можем быть обездвижены духовно, будучи не в состоянии жить внутренней жизнью. Мы можем быть парализованными чувством неразрешимой вины, настоящей или надуманной, можем быть скованы поступками прошлого — действительно ужасными или мнимо ужасными. Мы можем быть связаны тем, что делали, и тем, чего не сделали. Можем быть парализованы рутиной, из которой не видим выхода, либо зависимостью, от которой не видим возможности избавиться. И во всех этих типах паралича мы практически никогда не можем что-либо предпринять для избавления самостоятельно.

Часто самостоятельно, без стороннего взгляда, мы даже не можем увидеть собственной беды. Она становится столь привычной нам, что кажется, будто это и есть обыкновенная жизнь. Думаю, тот расслабленный за много лет болезни принял ее как обязательную часть собственной жизни, смирился с ней и не размышлял о возможном избавлении. Наверняка прийти к ногам Христа была не его инициатива. Но у него были друзья, которые не теряли надежды и верили в то, что выход есть. Вот этот великий оптимизм, надежда на лучшее, поиск выхода из ситуации, пусть даже самой сложной, и является чертой человека поистине верующего в Бога Живого, в Бога, Который не тождественен с роком или фатумом, в Бога, Который «делал и доныне делает», в Бога, Который ежедневно действует в нашей жизни.

Да, мы можем забывать об этом. Наши глаза может застилать пелена, на нас могут надевать шоры, мы можем заблудиться в потемках собственной жизни. Но Бог, ставший человеком, показывает нам, насколько важны поэтому люди, которые есть рядом. Друзья, семья, члены прихода. Особенно члены прихода, люди, которые составляют с нами единую евхаристическую общину. Мы собираемся вместе для духовной жизни, и мы можем помогать друг другу в этой духовной жизни. Мы все предстоим перед Христом, собранные словно в древней горнице зеленого Капернаума. И среди нас всегда есть те, кто нуждается в нашей молитве и духовной поддержке, даже если они не говорят нам об этом и не просят нас о молитвах. Среди таких людей — я тоже нуждаюсь в вашей молитвенной поддержке. После сегодняшнего Евангелия я хочу особенно попросить всех тех, кто услышит мою проповедь, поддерживать меня своей молитвой. 

Исцеляя расслабленного, Христос говорит: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои!» Мы слышали прения с фарисеями из-за этой фразы и сегодня не будем особо рассуждать об этом. Стоит лишь вновь отметить для себя, чтó говорит Богочеловек этой фразой каждому из нас: грех и болезнь связаны напрямую. Духовное состояние влияет на физическую немощь или силу непосредственно. Отчасти это связано с вполне естественными и научными, психосоматическими причинами. Но еще больше, как кажется мне, связано с тем, что болезнь и страдание — это Божественный способ привлечь наше внимание, услышать Его голос и задать себе вопрос: «Что этим мне хочет сказать Бог, Который не хочет моих страданий и смерти, но хочет жизни и жизни с избытком?». Очевидно, если Он пошел на столь болезненный шаг, Он хочет сказать нечто очень важное.

Помня обо всём этом, давайте постараемся быть друг другу такими вот друзьями, которые способны не просто верить, но реализовывать свою веру творчески и активно. Мы все нуждаемся друг в друге. Мы все нуждаемся в помощи и поддержке: и я, и каждый из присутствующих ныне за Литургией. Мы собрались вместе перед Богом, чтобы стать одним Телом через Причастие Его Тела и Крови. А это значит, что мы — люди необычайно близкие друг другу, друзья во Христе. Давайте постараемся жить и поступать соответственно этому статусу. И тогда, возможно, другие люди, видя это в нас, воздавая хвалу Богу, скажут: «Никогда ничего такого мы не видели».

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 20 марта 2022 года. Второе воскресенье Великого поста, святителя Григория Паламы. Богородицкий Житенный монастырь, Тверская область.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.