07.03.2021 | 

Добро проявляется в действии

Мы подошли к Неделе о Страшном Суде, последней подготовительной Неделе перед Великим постом. И Евангельский отрывок, традиционно читаемый Церковью в этот день, открывает нам грозную картину последнего Суда: до этого не деливший людей на плохих и хороших Господь теперь отделяет одних от других. До этого времени «не хотящий смерти грешника» Спаситель говорит одним: «Наследуйте Царство», а другим: «Идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, туда, где сатана и ангелы его».

В этом образе последнего Суда Христос даёт нам страшное и великое знание. Ведь говоря о спасении одних и погибели других, Он отмечает, что так случилось, потому что одни Его приняли, а другие не приняли — голодным, больным, нагим, находящимся в заточении. А это значит, что Он всегда среди нас. Каждый нуждающийся в этом мире, каждый путник, бездомный, каждый грешник, заточëнный в темницу, — тоже Он. Он просит каждого из нас о помощи в образе падшего человека, одетого в рваные одежды. 

Поразительно, особенно для ума верующих, религиозных людей то, что судит Бог не по признаку веры — верил человек или нет, читал Священное Писание или никогда не открывал, посещал Церковь или нет. Господь вообще не задаёт ни одного вопроса о вере. Важно и то, что разделяет Он не на овец и волков, как в этом же Евангелии, чуть раньше, Он Сам говорит о хороших и злых, — но на овец и козлов, которые, по сути, оба существа травоядные, не причиняющие какого-то зла другим, животные добродушные и чистые с точки зрения иудейской практики.

В предыдущие два воскресенья, в которые Церковь подготавливала нас к Посту, мы слышали ещё две притчи: о мытаре и фарисее, о блудном сыне. И в них тоже было разделение на две категории. И люди, попавшие в тех притчах по правую и левую сторону, тоже не были совсем плохие и совсем хорошие. Невозможно сказать, что мытарь был святой. Он собирал налоги, возможно, ему нужно было быть жестоким, часто несправедливым. Фарисей тоже не самый плохой человек. Да, он молится горделиво, но на его руках нет крови, он не убивал и не мучил людей, не развязывал войн. То есть и он не самый злой в этом мире человек. 

Блудный сын, возвратившийся к отцу с покаянием, на момент этого покаяния предстаёт оправданным. Но до этого он жил совсем другой жизнью, и мы не знаем, как он будет себя вести в дальнейшем. Старший брат его, которого мы считаем горделивой противоположностью сына блудного, — далеко не самый плохой человек. Он всё это время был с отцом, помогал ему в работе, был человеком честным, постоянным, трудолюбивым. 

В мире, наполненном гораздо более серьёзным злом, кровью, воровством, войнами, жестокостью, Господь берёт и показывает нам не таких уж злых людей, но разделяет их на два лагеря. Скорее по принципу «более хорошие» и «менее хорошие». Хорошие поступали так, как стоит поступать. Но и плохие ничего такого уж плохого не сделали. Но, видимо, главное, по мысли Господа, тут то, что, не сделав ничего плохого, они не сделали и ничего хорошего. Ничего выдающегося, что могло бы стать оправданием на нелицеприятном Суде Божием.

Господь не говорит на Суде тем, кого определил по левую сторону: «Вместо того, чтобы напоить Меня, — вы Меня истязали, вместо того, чтобы накормить Меня, — морили голодом, вместо того, чтобы посетить в темнице, — бросили в эту темницу». Не говорит, хотя в Его земной жизни всё было именно так. Он сосредотачивает наше внимание не на противопоставлении злого и доброго, но на противопоставлении добра бездеятельного и добра, действующего в этом мире.

Это Евангелие читается перед Великим постом для того, чтобы напомнить каждому из нас смысл постного подвига. А смысл этот заключается не в бездействии, не в том, что начинается на частицу «не»: «не есть мяса и молока», «не смотреть телевизор», «не слушать музыку», «не развлекаться». Смысл поста заключается именно в действии, в том, что нужно делать, а не в том, чего делать нельзя. Смысл поста — в действенном проявлении доброты, сердечности и любви. Быть просто равнодушно добрым не так уж и хорошо, как мы понимаем из евангельских притч. 

Страшно осознать, что, прожив жизнь, так ничего хорошего и не сделал. Вроде и исполнял все правила и законы, вроде и не делал ничего откровенно злого. Страшно осознать, что, прожив жизнь, на Суде оказался никаким: вроде бы и не злодей, но и не праведник. Именно поэтому последний Суд — Страшный. Потому что в момент Суда уже ничего исправить нельзя, нельзя повернуться вспять, уже не найти голодного, замерзающего, больного, нуждающегося в нас. В нас больше никто не нуждается. И теперь, зная, что имели возможность проявить свою доброту к другому, зная, что тот, другой, в этой доброте так отчаянно нуждался, зная, что другие люди, такие же, казалось бы, как я, оказались праведниками —  как жить после Суда, осознавая, что всё же ничего за целую жизнь так и не сделал и больше никогда и никому не сделаешь? В этом, пожалуй, и заключается тот самый вечный огнь, о котором так страшно и так откровенно сказал сегодня Христос.


Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 7 марта 2021 года. Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Ильинская церковь села Селихово, Тверская область.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.