04.11.2020 | 

День памяти Казанской иконы Божией Матери

Сегодня, в день, когда мы особенно чествуем Пресвятую Богородицу и Ее Казанский образ, как и во все Богородичные праздники, Святая Церковь за Божественной литургией дает в качестве назидания и духовной пищи отрывок из послания к Филиппийцам святого апостола Павла. Все мы слышали его много раз, это красивый древний гимн Господу Иисусу Христу, Спасителю мира: 

Он, будучи образом Божиим, не почитал для Себя равенство Богу чем-то чуждым, Он был и остается Богом. Но Он умалил Себя, приняв образ раба, сделавшись человеком. Смирил Себя, был послушен даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени. Дабы перед именем Иисуса преклонились все живущие на небе и на земле, и жившие прежде. Дабы всякий язык исповедовал, что Господь Иисус Христос — во славу Бога Отца»[1]

Апостол Павел приводит пример смирения Господа Иисуса Филиппийской общине, потому что в ней, скорее всего, были какие-то проблемы, как и во всякой человеческой общине, пусть даже и собранной во имя Господа. Об этом мы можем узнать, если посмотрим несколько строк выше сегодняшнего чтения, в которых апостол назидает христиан этой Церкви:

Если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других». [2]

Мне кажется, что в дни испытаний, а именно таковым является нынешнее время, с его потрясениями, нестабильностью, тревогой, для всех нас, — нам, православным христианам, следует особенно задуматься о том, насколько мы единодушны, единомысленны, заботливы друг о друге. Быть может, и испытания, которые посланы нам, в первую очередь нужны нам, как проверка нашей способности быть едиными друг с другом, нашей способности к смирению друг перед другом, способности заботиться не только о себе, но и о других.

По слову апостола Павла, написавшего «Итак, вместе вы — тело Христа, а по отдельности — его части» (1 Кор. 12:27), мы не просто призваны быть Телом нашего Господа, но уже, собранные вместе вокруг Евхаристической Чаши, мы и есть Его Тело. Бог соединяет нас Себе, позволяет быть с Ним, объединяет нас Своей Кровью, пролитой за каждого из нас. Как писал автор послания Двенадцати апостолов, древней книги Дидахе, мы все подобны колосьям и зернам, которые рассеяны по полям и холмам, но собраны вместе, став мукой и хлебом, который ныне преломляется во имя Господне и становится Его Телом (Дидахе, 9:4). 

Все мы — путники, странники на этой земле. Мы — паломники, собравшиеся под знаменами Христовыми и ищущие пути в Его Царствие. Идущие к вечности, ищущие жизни в Боге, стремящиеся к небесной Родине. Мы ошибаемся и оступаемся, сбиваемся с пути. Но Он нас ведет. И мы не одни на этой дороге. Иногда мы сходим с пути, ищем пути иного, не идем вместе с Церковью. Но Он нас призывает следовать за Ним, идти вместе со всеми избранными последователями, вместе с Его народом, Его Церковью. Ибо только вместе, будучи Церковью, мы общаемся с народом Божиим в Самом Боге.

И жизнь наша, паломничество наше приобретает ясный смысл лишь тогда, когда мы готовы жертвовать собой ради других. Ибо и Спаситель наш, путеводная звезда нашего земного странствия, поступил так. И когда мы действительно будем поступать так, один принося жертвы за другого, мы станем самым сильным народом на земле. Сильным не в земном измерении, не в устрашении других, но сильными силою Божией и силами друг друга.

Бог даровал нам в подкрепление возможность молиться друг за друга, участвовать в Таинствах, прощать друг другу грехи, избавляться от душевных тяжестей, которые мы поднимаем на свои плечи волей или неволей. Бог даровал нам Самого Себя и призвал соединяться с Ним в Таинстве Тела и Крови. Бог даровал нам Свою любовь и призвал нас любить друг друга. У нас есть все средства, у нас есть цель, у нас есть Путеводитель ко спасению. Остается только найти в себе полную решимость к единству, к единомыслию, к любви и к смирению по отношению друг ко другу.

Если мы одно Тело Христово, то, значит, множество наших жизней — это одна жизнь. Мы живем одной жизнью, дышим одним воздухом, согреваемся одним солнцем, напитываемся одной Кровью Господней. А значит, мы не одиноки. Наши братья и сестры, старшие и младшие — наши заступники и молитвенники. А значит, и боль каждого из нас, неустроенность каждого из нас, тревоги и плач каждого из нас — наши общие боль, неустроенность, плач и тревоги. И радость у нас на всех одна — Господь, спасший нас от смерти. 

И вот сегодня, вспомнив, о том, куда мы идем, за Кем мы следуем в своем паломничестве в вечность, с кем лежит наш трудный путь, давайте задумаемся о нашем единстве. Ведь наше разобщение — первая цель диавола, который и в раю, подтолкнув на первый грех людей, разобщил их друг другу и Богу. Давайте помнить об этом. Что ни наша человеческая правда, ни наши замечательные способности и таланты, ни наша осведомленность в вещах, сокрытых от других — не стоят этого единства во Христе. А тем более если они сопряжены с гордостью, завистью и тщеславием. Они могут искусить и оттолкнуть, они могут сбить с пути нас и наших братьев. Но никогда не сделают лучше. Потому что лучшее уже сделал Бог, призвав нас в Свое Тело.

Сегодня мы молимся Господу и просим молитв у Его Пречистой Матери. Просим о помощи в тех сложных испытаниях, которые, возможно, посланы нам для воспитания способности быть едиными друг с другом, единомысленными и сострадательными. Сегодня всем нам тяжело. Тяжело видеть, как болеют и умирают знакомые и близкие люди. Тяжело от неопределенности перед завтрашним днем. Тяжело от вынужденной разобщенности и невозможности встреч. Особенно тяжело тем, кто находится в самом центре бури: врачам, сотрудникам больниц, людям неравнодушным и искренним. Давайте попросим у Господа, едиными устами и единым сердцем, если на это есть воля Его, сократить дни бедствия. Не ради нас, недостойных, но ради страждущих сердцем и душою, ради врачей и их семей, верно ждущих дома. Ради тех членов нашей Церкви, которые не попирают единства и остаются верными всегда. Ради молитв святых, за хрупкими плечами которых робко стоим мы.

Господи! Прости нам прегрешения против Тебя и против наших ближних. Даруй нам, неспокойным, мир. Укажи нам, теряющим и не понимающим смысла своих странствий, — Твой путь. Дай нам, принимающим от Тебя радости, уют этого мира и счастье жизни, — принять из рук Твоих и то, что тяжело принять. И если есть на то Твоя святая воля, услышь молитвы чад Твоих, Твоей Церкви. И избавь народ наш от тяжести нынешнего времени, от болезни, которая приносит страдания и забирает, возможно, лучших из нас. Но не наша воля, Господи, но Твоя да будет. А нам остается славить и благодарить Тебя, Творца жизни нашей, что бы ни принес нам будущий день.

__________

[1] см. Филиппийцам 2:5–11

[2] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетическая проповедь. Поучение в третью Неделю Великого поста. О крестоношении.


Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 4 ноября 2020 г. Проповедь. Празднование Казанской иконы Божией Матери. Церковь в честь Казанской иконы Богородицы с. Медное Калининского района.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.