17.07.2022 | Вера

Действие злых сил в нашем мире

Мы слышали Евангельское чтение об исцелении Господом двух бесноватых в Гергесинской стране. Те двое были настолько неуправляемы и свирепы, что никто из жителей не решался идти дорогой, вблизи которой эти бесноватые обитали. Бесы, живущие в этих людях, первыми обратились ко Христу, закричали о том, что Он прежде времени пришел мучить их, попросили, если Он и выгонит их, — выгнать в стадо свиней. Господь сказал: «Идите». Но бесы, попав в бессловесных животных, заставили их сброситься с кручи в море, так погибло всё стадо. Народ, живущий в той стране, возмутился таким ущербом для их животных и просил Христа удалиться из пределов их. 

Многое можно сказать об этом сюжете. Конечно, очевидным моральным выводом является то, что и мы довольно часто, подобно жителям Гергесинской страны, хотим от Бога получать только хорошее, исцеления или иные дары, но противимся трудностям и потерям, даже когда они становятся следствием исцеления или дара. А ведь любое действие Божие несет пользу в одном и ущерб в другом. Так, например, человек, исцелившийся с Божией помощью от зависимости, например, алкогольной, приобретает дар трезвости, но теряет очень многое: теряет друзей и сообщников, теряет приятное ему времяпровождение, теряет прежний образ жизни. И всё это, безусловно, болезненно.

Еще один момент, который мы не можем не заметить, — то, что Господь не просто приказывает бесам, но они сами знают, что Он от них хочет, Он лишь позволяет им выйти из человека в свиней. Пожалуй, и к нам можно отнести эту ситуацию: ни при каком, даже самом отвратительном, нашем выборе Бог не станет указывать нам, приказывать сделать так или иначе, но позволит сделать по собственному выбору. Каким бы болезненным и страшным этот выбор ни был. 

Еще можно обратить внимание на то, как мир Евангелия не похож на современный мир. Наш мир, особенно в развитых странах с хорошим научным потенциалом, такой рассказ про людей, в которых живут злые духи, воспримет, скорее всего, как аллегорию, а то и как откровенную выдумку. Однако жители Гергесинской страны не сомневаются в том, что злые духи есть: они встречаются с ними буквально. Это напоминает нам о том, что несмотря на то, что мир сегодня более размышляет в рамках допустимого с точки зрения современной науки, с ее атомами, причинно-следственной связью, физическими законами, довлеющими буквально над каждым миллиметром вселенной, несмотря на такой образ мысли мы вдруг вспоминаем и отдаем себе отчет в том, что мы живем в мире, который наполнен духовной силой. Всё то, что кажется нам совершенно отделенным от духовной жизни: будь то мельчайшие частицы, которые обнаруживает Большой адронный коллайдер, будь то самые удаленные, как с точки зрения пространства, так и с точки зрения времени звезды, свет которых показывает нам телескоп Джеймса Уэбба сегодня, — всё это наполнено духовной жизнью. 

Конечно, воспитанные нарративом современной науки, которая вроде бы делает неочевидное очевидным, мы испытываем недоверие к таким утверждениям о духовной жизни. Ангелы и злые духи вроде бы совершенно несравнимы с нейтрино и светом далеких звезд. Такие сравнения вызывают в нас недоумение: вот я, современный человек, сейчас я плачу электронной картой в магазине за продукты и необходимые для комфортной жизни вещи, какое ко мне отношение вообще имеют демоны, о которых написано в Евангелии? И вот так наш мир стал слеп к этой реальности, мы уже не видим духовных проявлений этого мира. У нас больше комфорта, возможностей, пищи, досуга и связей, чем у жителей Гергесинской страны. Господь дал нам всё это. Но приняв этот дар, мы начинаем забывать о другой стороне жизни, став самодостаточнее в этом, мы теряем другое. 

Действие злых сил в нашем мире неизменно. Это смерть, насилие, безумие и зло. Это стремление к могилам и к миру мертвых, стремление к тьме, уподобление себя животным. Мы предупреждены о такой тактике врага, да и он не пытается нас обмануть, скрывая зло за более благородными формами. И сегодняшнее Евангелие с огромной очевидностью напоминает нам: когда мы видим зло, ненависть, бесчеловечность, насилие — речь идет совершенно не о молекулах и атомах, не о далеких и бесчисленных звездах, не о законах физики, которые обеспечивают технологический прогресс. Когда мы видим зло — видим отголоски или прямое влияние злых существ, союз грешного человека и демонических сил. 

Потому что законы мира, звезды на небосклоне, самые высокие глубины космоса и недра земли логичны и действительно наполнены Законом. И мы знаем это и отдаем себе в этом отчет. Но когда врачи расчленяют беззащитных нерожденных детей, когда люди меняют свой образ и пол на иной, когда одни люди начинают преследовать и уничтожать других людей, когда человек уродует и уничтожает другого человека или природу, когда мы видим воровство, убийства, насилие, бессмысленную и необъяснимую жестокость — всё это ведь не из сферы звезд и причину этого не увидит телескоп Джеймса Уэбба. Но в сегодняшнем Евангельском чтении Господь приоткрыл нам завесу тайны и немного показал тот, иной мир. Давайте об этом помнить.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 17 июля 2022 года. Праздник всех Тверских святых. Успенский Жëлтиков монастырь, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.