06.11.2022 | Этика

Что нужно видеть в другом человеке 

Жили двое — один богатый, другой бедный. И, как и все люди на земле, они умерли. Умерев, они оказались в совершенно противоположных ситуациях в мире загробном, где нет законов, положений, социальных статусов нашего мира. Загробная жизнь обоих — и богача, и Лазаря — стала совершенной противоположностью жизни земной. Богач, каждый день до смерти одевавшийся в порфиру и виссон и пиршествовавший блистательно, — оказался жаждущим хотя бы омочить уста прохладной водой в мучениях ада. А Лазарь, лежавший при жизни у ворот богача в струпьях и желавший хотя бы насытиться крошками со стола богача, — оказался в Лоне Авраамовом, в месте, где жили после смерти души праведников.

Можно подумать, что именно богатство и бедность в данном случае являются определяющими вещами в загробной жизни, но это не так. Богач попал в ад не за то, что был богат, а Лазарь — не за то, что был беден. Хотя в притче этой, конечно, есть много поводов для размышлений об унижении одних людей другими, о дискриминации и рабстве, о неравенстве в самом широком смысле, но не только об этих очевидных признаках падшего мира говорит нам Господь. В этой притче — фундаментальная правда о мире, где один человек готов не замечать другого человека, если тот, другой, как-то от него отличается, а тем более отличается, по мнению первого человека, в худшую сторону. В социальном ли, материальном, расовом или ином плане, сами по себе поводы для отличий не так важны, важен сам факт того, что один считает другого хуже себя.

Каждый из нас склонен оправдывать себя и судить других. Думать о себе лучше, чем о другом. Мы знаем, что в мире после грехопадения наше мировосприятие сильно искажено. Мы видим мир и людей не такими, какими их видит Бог. Так, например, существует такое искажение восприятия, которое в мире ученых называется «фундаментальная ошибка атрибуции». Это склонность человека объяснять поведение других их индивидуальными особенностями, а свое поведение объяснять давлением внешних обстоятельств. Проще говоря — когда я о себе думаю, что поступаю так из-за обстоятельств, которые так или иначе на меня влияют, а другой человек поступает так, потому что он такой. Именно это искажение порождает между нами серьезное непонимание друг друга, ведь получается так, что мои чувства, желания, эмоции и действия всегда настоящие, а чувства и действия другого человека всегда неправильные, недостойные меня. А непонимание и отчужденность заставляют нас игнорировать других людей, не замечать их.

И лишь попав иногда в ситуацию, в которой находится тот, другой, мы вдруг начинаем понимать, что всё не так, как нам казалось. Богач, умерев, попадает в ситуацию, в которой Лазарь жил всю жизнь. До смерти у богача не было даже повода, даже малой мысли задуматься о том, что чувствует Лазарь. Он был для него не как человек, не как равный, а как вещь в ряду прочих вещей. Но для Лазаря адом была вся жизнь: он родился в таких условиях, попал в такую среду, где другие создавали для него поистине адские условия, игнорируя его болезнь и бедность. И только после смерти богач почувствовал это, но было уже поздно, ибо за жизнь он выстроил такую стену между собой и Лазарем, что преодолеть ее не смог и после смерти. 

Нам, христианам, важно видеть в каждом другом человеке, каким бы он ни был, а точнее, каким бы он нам ни казался, — со-человека. Такого же человека, как я. Нам жизненно важно научиться не расчеловечивать другого человека, а пытаться в нем увидеть даже не человека, но Бога, образ Божий. Независимо ни от чего. Потому что та бездна, которая разделяет богача и Лазаря, создается нами самими при жизни. Мы сами воздвигаем стены и расширяем бездны между нами, рушим мосты и связи, делаем всё, чтобы невозможным было наше сосуществование в вечности, да и здесь, во временной жизни. 

Для того чтобы этого не происходило, нужно помнить и исполнять заповедь Христову: во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Мф 7:12). То есть — всегда ставить себя на место другого. Всегда помнить об особенности нашего устройства и восприятия в падшем мире, помнить о том, что мы каждый раз совершаем одну и ту же ошибку — не распознаем в другом человеке человека. Уже одно только осознание этой ошибки позволит нам свести ее яд к минимуму. Вряд ли мы сможем искоренить ее до конца своей жизни. Но минимизировать и осознать — мы можем, остальное — лежит в руках Божиих, Который может помочь нам сделаться совершенными, как и Отец наш Небесный совершенен есть (Мф 5:48).

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 6 ноября 2022 года. Двадцать первая неделя по Пятидесятнице.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.