Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Христос Воскресе!
Дорогие братья и сестры! Сегодня особый день поминовения усопших, он называется Радоница, что значит радость. Впервые данный праздник начали отмечать еще в III веке. На Руси о Радонице впервые упоминается лишь в XIV веке.
По свидетельствам святителя Иоанна Златоуста, в этот день христиане шли на кладбища, чтобы почтить память предков.
Радоница – это первое заупокойное богослужение после дней Святой Пасхи.
В светлую пасхальную ночь каждый христианин переживает радость, особую радость о Христе Воскресшем, об умерщвлении смерти Его смертью, о победе над адом, о торжестве жизни.
Эта радость пронизывает всю жизнь христианина, и нет в этом мире большей силы, которая могла бы омрачить эту радость, если сам человек не лишает себя этой радости своими грехами. Святые угодники Божии через всю жизнь несли пасхальную радость, которые воодушевляли любовью к Богу и щедро делились этой радостью с другими как, например, преподобный Серафим Саровский, восклицал каждому, кто к нему приходил: «Христос Воскресе, радость моя!».
Все мы с вами слышали пасхальное песнопение: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало» (Пасхальный канон). Величайшая радость слышать такое благовестие! Христос Воскрес, и мы воскреснем. Он положил начало нашему воскресению. Потому Господь наш Иисус Христос и является нашим упованием, что «дал нам жизнь вечную и великую милость»! Священное Писание учит, что смерти нет, жизнь не прекращается после телесной смерти, но есть и другая жизнь, бесконечная.
Не только живущие на земле способны переживать радость Воскресения Христова. Опыт Церкви свидетельствует о том, что души усопших, хотя и разлучены на время со своими телами, живут этой радостью в Царстве Небесном.
Воскреснут мертвые, воскреснут наши близкие, родные, друзья. Какая-же утешительная истина! Ею вдохновляется святой пророк Исайя, восклицая: «Воскреснут мертвые и востанут иже во гробех» (Ис. 26:19). Эту истину много раз проповедовал Сам Господь наш Иисус Христос: «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день»!
Апостол Павел говорит в Послании к Филиппийцам: «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение, имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил. 1:21). Страшны только грехи, с которыми мы предстанем пред Богом, которые могут разлучить душу с Господом, как говорит святитель Кирилл Александрийский: «ибо смерть истинная не та, которая разлучает душу от тела, но та, которая разлучает душу от Бога».
Смерть телесная — это общая участь всех людей. Сегодня или завтра придет конец нашей кратковременной жизни. Земная жизнь проходит, как мгновение, а будущей жизни не будет конца. И счастлив тот, кто с чистой совестью и радостью ждет смерти, не боясь ее, чтобы соединиться со Христом. Поэтому этой земной жизнью надо дорожить, беречь ее и всячески хранить, как святыню Божию. Нам необходимо всегда радоваться, что живем, и благодарить Бога. Давая нам земную жизнь, Господь дает нам время приготовиться к жизни будущей; потрудиться для вечного спасения не только самого себя, но и всех людей, живых и умерших. И в эту краткую жизнь можно много сделать добра всем, и нам нужно это делать.
Нет человека, который бы не согрешил и при кончине своей не исповедал себя грешником. Но после смерти человек уже ничего не может сделать, ничего не может принести Господу в умилостивление своих грехов. Помочь усопшим можем только мы нашей молитвой, милостыней и бескровной жертвой. Как завещал преподобный Ефрем Сирин: «Напутствуйте меня молитвою, псалмопением и приношениями. Когда же исполнится 40 дней по смерти моей, совершите по мне память, братия мои, потому что мертвым помогают приношения, совершаемые живыми».
Поэтому дорогие братия и сестры, слушаясь призыва Матери Церкви, которая умоляет нас не оставлять своей любви к ближним и по отшествии их от нас, вознесем ныне свои горячие молитвы к Воскресшему Господу, прося у Него помилования согрешившим нашим близким, родным, друзьям, товарищам и дарования им вечной жизни. Ведь молитва есть выражение любви нашей к усопшим, а «истинная любовь никогда же не умерщвляется». И молитва много приносит пользы для умерших. Как сказал Господь «И если чего попросите у Отца, во имя Мое, то сделаю…» (Ин. 14:13).
Пусть наша общая молитва сольется в единый плач ко Господу о помиловании их, тогда все они, услышав данную молитву о себе, почувствуют нашу о них заботу и любовь, чтобы они все преисполнились вместе с нами Великой радостью о славном Воскресении Христовом и на наше восклицание: Христос Воскресе! ответили бы нам: Воистину Воскресе!
Проповедь иеромонаха Антония (Шкурметова). 14 мая 2024 года. Радоница. Спасо-Преображенский кафедральный собор, Тверь.