Помимо воскресения Христова из мертвых, главного чуда Нового Завета, во всех четырех Евангелиях вместе описывается еще только одно чудо — история о том, как Господь во время проповеди накормил пять тысяч голодных человек пятью хлебами и двумя рыбами. По-видимому, евангелисты считали это событие весьма значимым, поэтому каждый написал о нем в своем Евангелии.
Мы знаем о нем как о чуде насыщения пяти тысяч, но из текста понятно, что пять тысяч — это только мужчины, всего же, вместе с женщинами и детьми, людей было в два или в три раза больше. И сегодня такое количество людей — это весьма много, в таком количестве одновременно люди собираются не часто, разве что на какое-то особенное событие. А во времена Христа десять или пятнадцать тысяч — это население большого города. Например, в родном городе Христа, Назарете, в то время жило около двух тысяч человек, а население крупнейшего мегаполиса той эпохи, Иерусалима, насчитывало по разным оценкам всего от двадцати до восьмидесяти тысяч. То есть в небольшом месте возле рыбацкого города Вифсаиды собралось такое количество народа, которое вряд ли что-то способно было собрать в то время. И, конечно, возможности местных постоялых дворов, рынков и заведений не были рассчитаны на то, чтобы прокормить такую огромную толпу.
Ученики беспокоились о том, что людям нечего есть, и просили Господа отослать людей, чтобы не ждать, когда они совсем проголодаются. Был вечер, и слушающие, скорее всего, не ели весь день. Но Господь сказал: «Вы дайте им есть». Конечно, это звучало совершенно нереально. Мы можем себе представить, сколько необходимо хлеба для того, чтобы накормить пять или десять тысяч человек, — это работа для большой пекарни. Понимали это и ученики: ни собранных денег, ни возможностей окрестных деревень никогда не хватит, чтобы накормить этих людей. Но нашлось пять хлебов и две рыбы. И Господь, вознеся благодарность за эту еду, преломил хлеб и дал ученикам, чтобы они раздали народу. И мы не знаем, как именно это произошло, но всем присутствующим хватило, чтобы они наелись, и после трапезы осталось двенадцать корзин, полных хлеба и рыбы.
Так устраивает Бог. Порой мы просим у Него что-то, что нам кажется важным, руководствуясь своими представлениями о мире. Но Он видит полноту картины и часто разрушает наши скромные ожидания ответом более великим, чем были наши просьбы. Малое становится великим, когда в нем присутствует Бог. Обычное и заурядное становится необычным и чудесным, когда в нем присутствует Бог. Когда мы научимся отдавать Богу то, что Он нам дал — таланты, время, возможности, — всё это умножится и усилится.
Важным в этой истории является то, что Христос кормит людей не Своими руками, а руками Своих учеников. Ведь мы понимаем, что Бог мог сделать так, чтобы у каждого в той толпе чудесным образом оказался в руках хлеб. Даже более того, Он мог сделать так, чтобы люди просто почувствовали себя сытыми и без еды. Но Он преломил хлеб, дал ученикам Своим, чтобы они раздали народу. Представим себе: каждый из учеников получил по кусочку хлеба, чтобы с ним пойти в толпу и начать раздавать. Это серьезная проверка веры: что он даст всем этим людям, имея то, что помещается в ладонь, когда каждому из них нужно как минимум втрое больше? Но они идут и отдают то, что получили. Бог действует через людей. Бог действует через верующих людей. Бог действует через таких людей таким же образом и по сей день.
Потому и мы должны приносить свои таланты и время, свои возможности и силы Богу, отдавая их людям. Какими бы незначительными, маленькими, неспособными что-то изменить или кому-то помочь мы бы эти Божественные дары ни считали. И поступая так, мы можем ожидать, что Бог сделает намного больше, чем мы можем представить. И из жизни святых людей мы знаем, что, раздавая себя без остатка, отдавая себя, даже когда и раздавать-то нечего, можно из остатков от трапезы собрать двенадцать корзин.
Сегодня мы собрались на Божественную литургию и приносим Богу хлеб и вино, которые Он нам дал. Бог, приняв их от нас, соделает их Своими Телом и Кровью, которые, преломив, священники раздадут всем ученикам Христовым. Произойдет то же самое, что и тогда, у Вифсаиды. Мы все будем питаться Хлебом Небесным, присутствием Христа — и насытимся этим малым Хлебом сполна и с избытком.
Давайте после службы постараемся отдать Богу то, что у нас есть. Отдать Богу, отдавая людям. И Господь возьмет то, что мы предложим, и сделает чудо. И мы, конечно, можем думать, что у нас и отдать-то нечего, и поделиться нечем. И будем правы, как правы были ученики. У нас правда ничего нет, кроме пяти хлебов и двух рыбок.
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 7 августа 2022 года. Восьмая Неделя по Пятидесятнице. Храм великомученика Димитрия Солунского в Новом Семëновском, Тверская область.