28.04.2021 | 

Благочестие рождается от внутреннего горения

Когда Господь был в Вифании, в доме прокажëнного Симона, некая женщина возлила Ему, возлежащему, на главу драгоценное миро. Ученики возмущались расточительству этой женщины, но Господь остановил их: «Возлив миро это на тело Моё, она приготовила Меня к погребению». Тогда один из учеников, Иуда, пошёл к первосвященникам и, согласившись на плату в тридцать сребренников, стал искать удобного случая, чтобы предать Христа на мучения.

Сегодня — Великая Среда, день предательства Богочеловека Христа его учеником. День, когда некая женщина приготовила Его к смерти и погребению в сакральном смысле, ещё до смерти и погребения. Мы знаем других мироносиц, которые рано утром пошли ко гробу, после погребения Христа, чтобы по традиции миром помазать тело Его. И знаем эту мироносицу, которая пришла к Нему с тем же благовонием, но ещё когда Он был жив. Два противоположных по смыслу поступка в одном коротком отрывке Евангелия. Друг, который предал на смерть. И незнакомая женщина, которая, будучи поражена Божественной красотой, покаянием и любовью, отдала великую почесть Живому Богочеловеку. 

Несколько минут назад мы слышали стихиру, которую написала об этой женщине другая женщина, единственная женщина-гимнограф, то есть единственная женщина, поэтические и молитвенные произведения которой вошли в богослужебный чин нашей Церкви, — преподобная Кассия Константинопольская. Вслушайтесь в эти слова, слова стихиры, ставшей одной из вершин богослужебной поэзии:

Господи, яже во многия грехи впадшая жена,

Твое ощутившая Божество,

мироносицы вземши чин,

рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит:

— Увы мне! — говоря —

Как ночь для меня — блудная неодолимая страсть,

Темное, безлунное влечение к греху.

Прими же потоки слез моих,

Ты, из облаков изливающий воду морям!

Склонись к вздохам сердца моего,

Ты, склонивший небеса неизреченным Твоим обнищанием:

Буду целовать пречистые ноги Твои,

Утру их волосами моими:

Те самые ноги, которых шум Ева, заслышав в раю пополудни,

спряталась в страхе.

Грехов моих множество, судов Твоих бездну кто исследует?

Души спаситель, Спаситель мой, не презирай меня, рабу Твою,

Ибо милость Твоя безмерна.

Мы видим, каким может быть человек. Он может быть предателем. Он может любить до самой глубины души. Он может осуждать. Он может прятаться от Бога. Он может искать Бога. Он может опуститься до дна жизни. Он может каяться. И всё это может каждый. Всё это уже есть в каждом из нас, во мне. И только мой личный выбор, мои сегодняшние действия, обусловленные этим выбором, и будут означать, кто я такой. Кто я на самом деле.

Христос не осуждает женщину, совершившую ради Него такую трату, хотя её осуждают все, находящиеся рядом. Он не осуждает учеников, которые тут же осудили её. Он не осуждает и Иуду. Когда Иуда уже приведёт к Нему первосвященников в Гефсиманский сад, чтобы предать Его поцелуем, Христос обратится к нему: «Друг! Для чего ты пришёл?» (Мф 26:50). Ни слова осуждения, только любовь. Он даже тогда не называет его предателем или какими-то другими обидными словами. Но — друг.

«Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?» — писал Коринфской общине апостол Павел (1 Кор 2:11). Причины человеческих поступков, их внутренние побуждения нам по большей части неизвестны. У каждого из нас есть некоторые собственные представления о том, как должен быть устроен мир, как должны в нём действовать люди, как должны проявлять свои чувства. Мы все рождаемся в разных условиях, нас по-разному учат проявлять себя в этом мире. Но ещё и каждый из нас имеет свой уникальный опыт бытия и взаимодействия с этим бытием. Область сакрального — общение с Богом, религиозное чувство, духовная жизнь — не является в этом плане исключением. И подчас мы бываем более строги по отношению к другим, к сожалению, именно в этой области. Нам представляется истинным и правильным только наше собственное поведение. И это очень свойственно нам, людям, это очень по-человечески. 

Точно так же рассуждали и апостолы. У них были свои представления о том, как должна быть устроена их религиозная община и какие в ней должны быть практики благочестия. Возможно, именно поэтому они оказываются столь сильно возмущены действиями женщины, приступившей к Нему с сосудом драгоценного мира. Но Господь останавливает их, тем более что их разговоры уже ничего не могли исправить, а только смущали эту женщину. Ведь сосуд уже был разбит, а миро — возлито на Христа. А между тем для Господа самыми ценными являются внутренние побуждения человека. И даже его неумелые проявления любви к Богу обладают в Его очах невероятной ценностью.

Не так уж и важно, как именно мы проявляем наше благочестие: служим ли мы ближним деятельно, молимся ли мы за них, осуществляем ли своё служение в Церкви, кладëм ли поклоны, сколько и каким образом, прикладываемся ли к образам, ставим ли перед ними свечи. Важно то, чтобы это благочестие было действительно следствием нашего внутреннего горения по отношению к нашему Господу. Не потому, что так принято, не потому, что так делают или должны делать все. Не потому, что у нас та или иная традиция: в стране, в епархии, на приходе. А потому, что хочется изнутри себя закричать: «Господи, я люблю Тебя!».

И тем более не стоит становиться в позицию судьи, рассуждающего о том, что дóлжно делать другим, а как вести им себя недозволительно. Ведь никто, кроме Самого Бога, не знает внутреннего, сердечного устроения человека. Никто из нас не знает, как Бог относится к словам или поступкам человека, которые кажутся нам непонятными, неприятными или неправильными. А потому никто и не может понять, что означают его действия, особенно если они направлены по отношению к Всевышнему.

Грехов наших множество, судов Твоих бездну, Господи, кто исследует? Души Спаситель, Спаситель наш, не презри нас, рабов Твоих, приносящих Тебе от всего сердца то, что мы умеем, то, как мы верим, и то, что нам самим дорого. Прости нас за то, что мы иногда делаем это неумело и нелепо. Но Ты видишь, что мы делаем это потому, что сердца наши исполнены любви к Тебе. Помилуй нас.

Ибо милость Твоя безмерна.


Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 28 апреля 2021 года. Великая Среда. Вознесенский собор, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.