16.05.2021 | 

Безусловная вера мироносиц

Ранним утром мироносицы пришли ко гробу Спасителя с ароматами, при восходе солнца. Они спешили к нему, размышляя о том, кто отвалит им камень, чтобы они могли помазать Тело Господа. Но нашли гроб отверстым, и Ангел возвестил им радостную весть: Его здесь нет, Он воскрес!

Мы видим, что те жёны, которые любили Господа и были с Ним до самого конца, до Креста и смерти, — любили Его безусловно. Они любили Его даже несмотря на то, воскреснет Он или нет. И именно из-за этой любви они не могли поверить сразу в Воскресение: иногда неожиданное счастье поражает не меньше неожиданной потери. Они остались бы верными Ему, даже если бы Он не воскрес. Но Он воскрес. 

Апостол Павел писал, что если Христос не воскрес, то вера наша тщетна. Для апостола, как и для всех последующих христиан, Воскресение Христово является основой и точкой опоры веры. И это хорошо и правильно. Но мироносицы были глубже в своей вере и любви. Они пришли к Его гробу, даже не надеясь на Воскресение. То есть их вера не была тщетной даже и без Воскресения, о котором они ещё не знали. Но Он дал им радость, которую они никак не ожидали. Они не ожидали, хотя Он Сам говорил о том, что воскреснет. Они не ожидали, хотя ожидали даже первосвященники и Понтий Пилат, опечатавший пещеру и поставивший стражу. Они не ожидали от Бога такой великой милости, а Он именно им первым возвестил новость, которая навсегда изменит человечество.

Иначе говоря, они верили Господу Иисусу независимо от того, совершал ли Он чудеса, воскрес бы Он или нет, явился бы им по Воскресении или оставил бы их в неведении. Они верили Ему потому, что они Его любили. Без требований к Нему соответствовать их вере. Как писал об этом Фёдор Достоевский, «если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной».

Вера мироносиц и та вера, о которой писал Достоевский, — вне доктрин, поскольку это не просто вера, но личное общение со Христом, переживание Его не как некоей доктрины, не как набора христологических догматов, а как Человека, Которого знаешь лично. Человека и Бога, Которого любишь. 

Особенные слова ныне хочу обратить к девушкам и женщинам. По традиции мы считаем второе воскресенье после Пасхи православным женским днём и поздравляем наших бабушек, мам, сестёр, которые во многом обладают теми же качествами, за которые и мироносицы первыми получили радостную весть о Воскресении Христовом. Это безусловная верность, вера, любовь, бесстрашие. Казалось бы, в день предательства и страданий Господа все ученики в страхе не пошли за Ним. Но пошли женщины, которые любили Его так, что никакой страх не мог стать выше этой любви. 

Так и сегодня, хотя мужчины и выносливее, и физически сильнее, последнее слово чаще всего остаётся за женщинами, на хрупких плечах которых во многом держатся и наше общество, и наши общины, и наши семьи. Благодарю вас и желаю пасхальной радости, подобно той, которую подарил Господь верным ученицам Своим, пришедшим рано утром ко гробу.


Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 16 мая 2021 года. Третья Неделя по Пасхе, святых жён-мироносиц. Храм равноапостольной Марии Магдалины в посёлке Редкино, Тверская область.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.