13.01.2023 | Церковь и мир

Серафим Саровский без мифов и медведей

После выхода книги «Серафим Саровский» в серии «Жизнь замечательных людей» в 2018 году к ее автору Валентину Степашкину стало приходить множество писем, большинство из которых было об одном: «У меня с детства представление о преподобном ассоциируется с литографиями, на которых он представлен кормящим из рук медведя, а Вы отрицаете это, как же так?» Мы поговорили с автором о ключевых моментах его исследования и о фактах, открывшихся уже после публикации.

До недавнего времени верующие воспринимали многочисленные чудесные эпизоды жития преподобного Серафима Саровского – падение с колокольни, кормление с рук медведя, трехгодичную молитву на камне буквально, без критической оценки. Вышедшее в серии «Жизнь замечательных людей» биографическое исследование Валентина Степашкина сделало важные уточнения в биографии старца, очистило ее от домыслов и мнимых чудес.

Восхождение к святости через прозу жизни

При чтении традиционных житий преподобного Серафима Саровского (например, авторства священномученика Серафима Чичагова) кажется, что отрок Прохор (мирское имя святого. – Ред.) как будто предопределен к святости и идет к ней прямым путем. В книге Валентина Степашкина путь преподобного Серафима к святости показан со всеми трудностями – не только духовного, но и житейского плана.

Например, чтобы перейти из купеческого сословия в духовное (что не поощрялось в России Синодального периода) и поступить в монастырь, купцу Прохору Мошнину приходится ссылаться на неизлечимые болезни, которые якобы не дают ему заниматься коммерцией.

«От тех болезней улучить свободность изыскивал многие способы, коих не избавился, почему и в купечестве с прочими наряду быть и по гражданству всякую должность исправлять не в силах, и по таковым обстоятельствам, не полагая в жизни моей иной надежды, желаю воспринять в Саровской пустыни монашество», – такое прошение писал он на имя императрицы.

Как показывает Степашкин, в те времена это была распространенная уловка, облегчающая поступление в монастырь представителям сословий, от которых ждали в первую очередь служения Отечеству, а не Богу.

Мифологизация личности

Серафим кормит медведя. Фрагмент литографии начала XX века

Любая известная историческая личность со временем мифологизируется, ее жизнь и поступки могут обрастать подробностями, которых на самом деле не было. Даже земная жизнь и учение Спасителя получили десятки интерпретаций и домыслов, и Церкви пришлось приложить много усилий, чтобы отсечь апокрифы от истины.

Близость святых к нам по времени не является гарантом того, что не появятся истории, не соответствующие реальным фактам. Вот и в биографию Серафима Саровского попали события, которых на самом деле не было.

Почему это произошло? «Что имеем – не храним, потерявши – плачем», – сетует Валентин Степашкин. Настоящее осмысление духовного феномена старца Серафима началось только после его смерти, и порой за это брались люди малограмотные и несведущие». Отсюда появление небылиц, которые сохранялись в биографии святого вплоть до конца ХХ века и которые старательно вычищал саровский краевед.

Биограф преподобного также развенчивает истории, появившиеся уже в новое время, такие как встреча старца Серафима с Пушкиным, и указывает на мифы, явно противоречащие христианскому духу.

Впрочем, в беседе с нами Валентин Александрович скромно говорит, что давать оценку подобным «чудесам» должны «люди с соответствующим образованием».

Неуравновешенные биографы

Мощи преподобного Серафима Саровского в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре. Фото: Бобылев Сергей/ИТАР-ТАСС

Наряду с безответственными авторами, дававшими волю фантазии, среди биографов старца были откровенно нездоровые люди, считает Степашкин. К ним он относит известного многим Николая Александровича Мотовилова, пересказ якобы состоявшейся беседы с преподобным которого обрел большую популярность.

«Разве будет здоровый человек говорить о себе: „…Если бы я пошел в монахи, то сделали бы меня архиереем, и я бы был более святителя Василия Великого“? – говорит исследователь. – Мотовилов считал себя исключительным, единственным, кто имеет „ключ ко всем тайникам… истинно чудной и высокоблагодательнейшей жизни“ преподобного».

Старец Серафим, если судить по книге «Записки Николая Александровича Мотовилова, служки Божией Матери и преподобного Серафима», имел какую-то вспомогательную роль. Если верить запискам Николая Александровича, преподобный общается с Господом и Пресвятой Богородицей «как секретарь-референт» – ежедневно, и порой как будто бы только для ходатайства о Мотовилове.

При этом Мотовилов критиковал жизнеописания старца, составленные насельниками Саровской обители, живших рядом с преподобным долгие годы. Он также переписал рассказ книги о. Иоасафа «О восхищении отца Серафима в Небесные обители», где вместо собеседника старца о. Иоанна поставил себя. Так и появилась знаменитая «Беседа о цели христианской жизни». Однако Валентин Степашкин сомневается, что эта встреча и беседа Серафима Саровского вообще имела место.

«Летом 2022 года работая в архиве, – рассказывает исследователь, – удалось найти неизвестное письмо Николая Мотовилова, датированное «1831 года Декабря дня», адресованное игумену Нифонту, в котором он благодарит „ …за Ваши ласки, радушное гостеприимство и ту отраду душе – которую я всегда – получаю в Вашей Святой обители… Не забудьте меня в Ваших Святых молитвах“. В сентябре 1831 года состоялось исцеление Мотовилова, в ноябре беседа с преподобным на Ближней пустыньке, а в декабре – ни слова о таких знаковых событиях, нет и просьбы передать поклон отцу Серафиму и о его молитвах. Рассказ получается более „правдивым“, чем больше лет проходит от описываемых событий». Тем не менее в 1903 году книга вышла, ее издателем выступил Сергей Нилус. Он собрал воедино черновики Мотовилова, отредактировал их и выпустил в свет. Популярность этого текста в ХХ веке была огромной.

Но он все равно святой!

По мнению Валентина Степашкина, реалистичная корректировка некоторых эпизодов жития Серафима Саровского никоим образом не уменьшает его святость и не должна умалять любви к нему верующих.

Старца Серафима мы любим не за его дружбу с медведем, а за то, что он явил идеал евангельской любви, за его открытость к каждому обращающемуся в молитве. А чудеса преподобного не иссякают и не перестают и по сей день.

Ведь согласно словам игумена Саровской пустыни, отца Исайи (Путилова), которые он выбрал эпиграфом к своей книге, «как уменьшение истинности в описаниях праведных мужей и чего-либо достойного замечания, так и излишняя похвала их отнимает честь у них».

Кирилл БРАГИН
Милосердие.RU

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.