06.01.2021 | 

Рождественский сочельник

Рождественский сочельник — последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. Христиане готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен праздничным настроением. После вечерни в центр храма выносится свеча, которая символизирует Вифлеемскую звезду, и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову.

6 января, в Навечерие Рождества Христова, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Царские часы и вечерню с Литургией свт. Василия Великого в Христорождественском женском монастыре Твери. Архипастырю сослужило духовенство монастыря.


На проскомидии митрополит Амвросий помянул о здравии и об упокоении тех, за кого накануне через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении.

Главную особенность Царских часов в Навечерие Рождества Христова составляет «последование двенадцати тропарей» с чтением паремий, отрывками из Апостола и Евангелия. В паремиях содержатся пророчества о пришествии Мессии на землю, в Апостольских чтениях заключён смысл событий, а в Евангельских отрывках повествуется о событии, времени и обстоятельствах рождения Иисуса Христа.

Чтения Евангелия и Апостола на часах:

На Великой вечерне Рождества Христова, которая предварила Божественную литургию, читались 8 отрывков из Ветхого Завета. Первый из них посвящён сотворению мира, а 7 остальных — пророчествам о явлении в мире Христа, Сына Божьего. После 3-й и 6-й паремий торжественно пелись Рождественские тропари:

Тайно родился еси в вертепе, но небо Тя всем проповеда, якоже уста, звезду предлагая, Спасе, и волхвы Ти приведе, верою поклоняющиеся Тебе: с ними же помилуй нас.

Воссиял еси, Христе, от Девы, разумное Солнце правды, и звезда Тя показа в вертепе вмещающагося, Невместимаго. Волхвы наставил еси на поклонение Твое, с ними же Тя величаем: Жизнодавче, слава Тебе.


После паремий началась Литургия, и после чтения Евангелия о событиях Рождества Христова и поклонения пастухов архипастырь обратился к предстоящим людям с проповедью:

«Ныне мы призываемся войти в радость спасения, ведь Сам Бог пришёл на землю, чтобы поднять всякую упавшую драхму и, очистив её от пыли, положить в Свою личную сокровищницу, взыскать всякую затерявшуюся в горах овцу и, взяв её на Свои плечи, вернуть на благоухающие луга Своего Царства, развязать всякие узы и заключённых отпустить на свободу — свободу подлинных сынов Божиих.

Устремимся же ныне всем сердцем своим к яслям Рождающегося Богомладенца Христа, предуготовляя собственные сердца к тому, чтобы они смогли стать местом, достойным Рождества Христова».


На сугубой ектении диакон произнёс прошения о прекращении губительного поветрия, после чего архиерей прочитал молитву об избавлении от пандемии коронавирусной инфекции. 

Во время пения Херувимской владыка поимённо помянул заболевших священнослужителей, монашествующих и мирян, находящихся в больницах и на карантине. 

После Литургии из алтаря была вынесена свеча, символизирующая Вифлеемскую звезду, а архиерей и духовенство впервые в новом году пропели тропарь и кондак Рождеству Христову.


Глава митрополии поблагодарил за соборную молитву всех, пришедших на богослужение, поздравил духовенство, матушку настоятельницу и насельниц с наступающим главным престольным днём  обители — праздником Рождества Христова:

«Поздравляю с преддверием праздника Рождества по плоти Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа — с началом освобождения человечества от греха, проклятия и смерти; от уз подлинного рабства и обретения подлинной свободы. 

Впереди у всех нас святочные дни. Я желаю всем насладиться духовным торжеством. Но духовное торжество придёт к нам только тогда, когда мы откроем своё сердце для близких; когда простим всех наших обидчиков, что бы они нам ни сделали; когда мы будем творить добро; когда мы будем молиться за других; когда мы будем заботиться о других; когда мы будем дышать Именем Господа Иисуса Христа — Именем, перед которым преклонилось  «всяко колено небесных, и земных, и преисподних».

Сегодня на Царских часах мы слышали отрывки из разных Евангельских повествований о том, как произошло Рождество по плоти Господа и Спасителя нашего. И мы слышали о том, какая драма совершалась вокруг этого величайшего небесного события, произошедшего на земле. Сколько со стороны человечества было холода, невнимания и равнодушия! Сколько было сопротивления и открытой злобы со стороны Ирода! Но и сколько мужества нашлось в волхвах, которые, узнав о рождении Богомладенца, поклонились Ему и не выдали тайну Его нахождения Ироду, по слову, которое было сформулировано чуть позднее: “не бо врагом Твоим тайну повем”. Не только в канун Рождества, но и в другие времена Церковь Христова так же обуревается враждебными силами. Её пытаются уязвить, облить грязью. К “хору” её ненавистников присоединяются подчас и те, кто считают себя людьми церковными, отстаивающими кажущуюся им справедливость и мнимую правду. Мы же должны помнить о том, что Главой Церкви является Христос, Святой и Непорочный Воплотившийся Бог. Это было, есть и будет во все дни до скончания века. Церковь — это наша Мать, которая нас родила, сопровождает на протяжении всей нашей жизни, напутствует в мир иной.

Будем же верными сынами и дочерьми нашей Матери Церкви и не будем соблазняться теми нападками, которые сегодня так агрессивно на неё воздвигаются. Будем знать, что никакое зло и даже врата ада не одолеют её, потому что Глава её — Христос; потому что она движима Духом Святым.

Господь хранит Свою Церковь до скончания века. Поклонимся в сердце своём грядущему родиться Богомладенцу и будем с Ним, куда бы Он нас ни позвал, что бы с нами ни происходило, какое бы непонимание и отторжение от мира ни испытывали, — будем знать, что со Христом везде и всегда хорошо. Но только тогда, когда мы доверяем Ему, когда мы молимся Ему, когда живём по Его заповедям».

Праздничное Рождественское богослужение начнётся сегодня в 23:00, его совершит митрополит Тверской и Кашинский Амвросий в Воскресенском кафедральном соборе Твери. 

ФОТОГАЛЕРЕЯ


Справочная информация

На богослужении митрополиту Тверскому и Кашинскому Амвросию сослужили: архимандрит Сергий (Швырков), иеромонах Марк (Святогоров), протоиерей Роман Ожерельев, протоиерей Александр Рожков, диакон Иоанн Зорин, диакон Георгий Шабалов. 

За богослужением пел хор Христорождественского монастыря под руководством игумении Ларисы (Лобановой). Некоторые песнопения были исполнены священнослужителями и церковнослужителями.

***

История и описание монастыря:

До 1514 года существование Христорождественского женского монастыря письменно подтверждается только именами настоятельниц, сохранившимися в старинном диптихе.

К 1617 и 1620 годам относятся сохранившиеся выписки из писцовых книг, согласно которым в монастыре была деревянная шатровая церковь Рождества Христова и 6 монастырских келий. От Литовского разорения монастырь так много пострадал, что долго не мог прийти в прежнее состояние. Не было даже колоколов, и вместо звона били в доску. В 1646 году вместо старой обветшавшей церкви была построена другая, деревянная, двухпрестольная во имя Николая Чудотворца и Алексия человека Божия. Оловянная посуды, книги, ризница, вся утварь церковная в эту новую церковь пожалованы Царём Алексеем Михайловичем.

Тихвинский образ Божией Матери, прославившийся множеством чудотворений и ставший главной святыней Христорождественского монастыря, в 1694 году был подарен обители родителями девицы из дворян /в монашестве Елены/, в качестве родительского благословения дочери. В 1739 году по благословению Преосвященнейшего Митрофана чудотворный Тихвинский образ Божией Матери из-за огромного количества богомольцев, стекавшихся к оному, был взят из келий старицы схимницы Елены в кафедральный собор. В 1763 году он был торжественно перенесён обратно в монастырь.

В 1769 году были построены каменные строения храма во имя Рождества Христова с приделом Алексия человека Божия и с колокольней. В 1779 году устроен придел во имя Тихвинской иконы Божией Матери. В 1795 году Христорождественская церковь была расписана живописью, а монастырь обнесён каменной оградой с четырьмя башнями.

В 1800 году заложена на Святых вратах новая каменная церковь во имя Нерукотворного Образа Спасителя нашего. По обеим сторонам этой церкви были выстроены игуменские покои, ризница, трапезный корпус. Все эти постройки сохранились по сей день.

В 1812 году во время нашествия французов по причине близости к месту военных действий все обитательницы монастыря с церковным имуществом, утварью и ризницей были отправлены по Волге на лодках в Ярославскую губернию в Молого-Афанасьевский монастырь, где и оставались до бегства неприятельских сил из пределов России.

В 1814–1820 годах на месте разрушавшегося Христорождественского храма архитектором В. П. Львовым построен пятиглавый собор, существующий в настоящее время. В 1820 году он освящён. Два других престола также освящены: первый — во имя Тихвинской иконы Божией Матери, в то же время, а другой — во имя Алексия человека Божия, несколько позже.

В 1830–1831 годах на монастырские средства выстроена небольшая тёплая церковь во имя Живоначальной Троицы и освящена в 1832 году. В одной связи с этой церковью выстроен деревянный корпус для помещения больных и престарелых сестёр.

В 1881–1882 годах на монастырские средства построена церковь во имя святителя Николая Мирликийского, чудотворца. Она предназначалась для рабочих бумагопрядильной фабрики, которая появилась вблизи монастыря во второй половине XIX века. Храм этот в сильно изуродованном виде сохранился.

В 1912 году в мае месяце заложен к 300-летию Дома Романовых Воскресенский собор с двумя приделами: правый — во имя святителя Николая Мирликийского и святителя Алексия, митрополита Московского, левый — во имя благоверной великой княгини Анны Кашинской и мученицы Царицы Александры. Образцом для архитектора Н. П. Омелюстого послужил храм Святой Софии в Константинополе. Храм и часовня при нём завершены в 1913 году. В восточной части монастыря, над воротами, ранее возвышалась каменная трехъярусная колокольня со шпилем. Самый большой колокол весил 528 пудов. Отлит он был в Москве на монастырские средства. Монастырь был обнесён каменной оградой с 6 башнями и 3 деревянными воротами для проезда и 2 для крестных ходов.

В 1914 году между часовней и Воскресенским храмом устроена новая ограда с полукруглыми арками и воротами посередине между часовней и храмом.

В 1920 году монастырь закрыли. Спасский храм, монастырские келии, ризница, трапезный корпус, игуменские келии, больничный корпус — всё было занято под жильё. В 1925–1930 годах разобрали колокольню. Снесли ограду с башнями. Многие годы главный храм обители — Христорождественский собор — использовался варварски, не по назначению. Наверху, в центральной части храма, была устроена баскетбольная площадка, а в алтарной части храма и его приделов работала секция культуризма.

В 1999 году, 1 апреля, на заседании Священного Синода принято решение о возобновлении монашеской жизни в этой древней обители. В 2000 году, 7 января, на Рождество Христово, состоялась первая Литургия после стольких лет запустения.

В 2013 году монастырь отметил своё 500-летие.


Пресс-служба Тверской епархии

06.01.2020 | 

Рождественский сочельник

Рождественский сочельник — последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. В Сочельник за вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову.

6 января, в Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), митрополит Тверской и Кашинский Савва совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Христорождественском женском монастыре г. Твери. Высокопреосвященнейшему владыке сослужили клирики обители.

В своей проповеди владыка Савва сказал, что просты слова — не осуждай, не убивай, не прелюбодействуй, не укради, но не так просты они в исполнении. Чтобы стяжать в своем сердце хотя бы одну христианскую добродетель – любовь, потребуется вся жизнь. Любовь должна быть всегда жертвенной, это всегда отказ от себя.   Любовь не может в себе иметь ни воровства, ни лжи, ни убийства.

Так и жизнь рождающегося Богомладенца Христа чужда поиску своего счастья, бесчиния, вместо того – вера всем, желание добра каждому, хотя вся вселенная не могла дать Ему жалкой комнаты для рождения, никто не пришел и не разделил трапезу радости вместе с Богомладенцем.

Для нас Рождество наполнено особым смыслом, — подчеркнул владыка, — и мы не в праве на то же равнодушие, проявленное 2020 лет назад. Мы ждем этот праздник, держим сорокадневный пост, стараемся чаще причащаться Тела и Крови Господних, будем радоваться на ночной службе в день Рождества Христова.

По окончании богослужения владыка осмотрел монастырскую швейную мастерскую, просфорню, библиотеку, игуменский и сестринский корпуса, Троицкий домовой, надвратный Спаса Нерукотворного и Никольский храмы, огород и сад, звонницу, строящийся трапезный корпус, оранжерею.

Фотогалерея

Фото диакона Евгения Некрасова

Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ


Warning: sizeof(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u1442434/data/www/tvereparhia.ru/wp-content/themes/tvereparhia/templates-parts/common/other.php on line 15
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.