04.11.2022 | Церковь и мир

Родительская суббота: что мы можем сделать для умерших близких?

Родительские субботы (от слова «родители», «прародители», «сродники») — это дни особого, всецерковного поминовения усопших. По традиции, в эти дни посещают и могилы на кладбищах.

Накануне, вечером в пятницу, в храмах служится великая панихида — «парастас». В саму субботу, утром, служат заупокойную Литургию и общую панихиду.

Зачем Церковь поминает умерших

Церковь молится за усопших, потому что верит – они живы. Душа усопшего сохраняет волю, чувства, разум. Она может сожалеть о прожитом, хотеть что-то изменить, но сделать этого не может, потому что разлучена с телом. И вся ее надежда – на память близких и молитву Церкви.

Христианская любовь «никогда не перестает», поэтому любовь близких способна помочь человеку и после его смерти.

В житийной литературе немало примеров, когда по молитвам близких их усопшие получали прощение. Особенно известно житие мученика Уара, жившего в 4 веке в Александрии. 1 ноября – его память.

Он верил во Христа, но – в тайне, потому что боялся расправы. Уар часто ходил в местную тюрьму помогать сидящим там христианам и говорил, что остался бы с ними, но боится пыток. Уар хотел стать храбрее, поэтому, веря в силу молитв, просил узников помолиться и о нем, чтобы страх перестал мешать ему говорить то, что он думает.

Мучение святого Уара. Фреска, 1547 год. Афон, монастырь Дионисиат. Изображение с сайта k-istine.ru

Узники помолились. Когда один из христиан скончался от ран, Уар сказал начальнику тюрьмы, что он – тоже христианин и готов занять место умершего. Это ему разрешили. И стали пытать по всем правилам: строгали железными ножами, прибив к дереву вниз головой, сдирали со спины кожу, а по животу били суковатыми палками до тех пор, пока внутренности не выпали на землю.

Когда святой Уар скончался, его тело выволокли из города и бросили.Все это видела женщина по имени Клеопатра, стоявшая среди тех, кого сгоняли посмотреть – как должны мучиться христиане, раз не хотят признать цезаря богом.

Ночью, тайно, она перенесла в свой дом тело св. Уара и похоронила его вместе со своими предками. Над гробом святого Клеопатра зажигала свечи и молилась ему, веря, что за его мужество Бог исполнит все просьбы святого. А когда гонение закончилось, Клеопатра построила храм, в котором положила мощи св. Уара. К его гробу стали приходить и другие люди и получали просимое.

Однажды святой Уар явился Клеопатре и сказал, что даже все ее некрещенные близкие (!) помилованы Богом – в награду за ее смелость. Поэтому в Церкви за некрещенных усопших молятся именно мученику Уару.

Как Церковь поминает усопших?

Фото с сайта https://semyaivera.ru/

Главное поминовение об упокоении христиан происходит на Литургии. За усопших крещеных пишутся заказные записки за упокой, священник читает их перед литургией (они же читаются и на панихиде). Поэтому записки надо отдавать вечером накануне или утром перед службой.

Что происходит после того, как записки отнесут в алтарь?

Церковь верит, что Христос омыл Своей кровью грехи всех людей, живых и умерших. Церковь – Тело Христово, что символически означает особый церковный хлеб — просфоры, на котором служится Литургия. Богослужебных просфор – девять. Перед началом службы священник готовит хлеб и вино к Причастию и при этом совершает поминовение всех членов Церкви, живых и усопших, вынимая маленькие частицы из этих просфор.

Частица из просфоры – символ души поминаемого. Когда вынимаются частицы за упокой, священник читает записки об упокоении.

Вынутые из просфор частицы после причащения верующих погружаются в чашу с Кровью Христовой. Священник читает молитву «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих» После этого они потребляются диаконом или священником.

Часто считается, что «на родительскую» самое важное — принести в храм продукты, поставить свечу, написать записку, заказать панихиду. Любую жертву, которую человек делает от доброго сердца, примет Бог. Но нет для усопших большей помощи, чем милосердие и добрая жизнь их близких.

Канунный столик

В родительскую субботу в центре храме устанавливаются столы для приношений. Такой стол – он называется канунный – стоит и в обычные дни рядом с каноном – квадратным подсвечником перед Распятием, куда ставят свечи за упокой.

На нем много разных продуктов. Но эти дары приносят не для того, чтобы «умилостивить Бога». Это давняя традиция: первые христиане всегда приносили в храм хлеб и вино, масло для лампад. Это была жертва храму. Часть ее шла на трапезу после литургии, часть – для нуждающихся.

Сейчас эта традиция продолжается. На поминальные столы приносят хлеб, крупы, фрукты, конфеты, муку, кагор не только в дни всеобщих церковных поминовений — родительских суббот, но и к любой литургии. Принимая приношение, священники поминают тех, за кого приносится жертва. Мясо и мясные продукты в храм приносить не принято.

Можно ли в Церкви поминать некрещенных усопших?

Молиться за некрещенных усопших можно и нужно. Можно молиться дома своими словами, можно давать милостыню с молитвой о прощении грехов этого человека.

Церковь также установила чин молитвы за некрещенных усопших в храме – молебен мученику Уару.

В Русской Православной церкви мч. Уару молятся об умерших некрещеных и младенцах, умерших во чреве матери или при родах.

В Москве молебны  мученику Уару за некрещенных усопших служат каждую субботу в 9.00 в храме Троицы в Вишняках (ул. Пятницкая, д. 51\14, стр.4)

Степан АБРИКОСОВ,
Милосердиею.RU

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.