Многие думают, что рай — это просто такой прекрасный небесный сад, куда отправляются праведники после смерти, а ад — место, где грешники варятся в закопченных котлах или жарятся на сковородках. Но на самом деле с точки зрения христианского учения все не совсем так, а лучше даже сказать — совсем не так.
А как же на самом деле?
У слова рай есть два значения, которые часто смешивают. Во-первых, так называют место, где жили первые люди — Адам и Ева. Во-вторых, этим же словом называется та область духовного мира, куда попадают души праведников после окончания земной жизни. Полностью отождествлять эти два значения рая неправильно. В чем же тут различие?
Изначальный рай, он же Эдемский сад, — это особое место, которое отличалось от всей остальной земли условиями пребывания в нем. Туда были помещены первые люди — Адам и Ева. В тени райских деревьев они слышали голос Бога, проводили с Ним первые дни своей жизни, общались с Господом лицом к лицу.
Одной из их жизненных целей было превращение в райский сад всей окружающей природы, расширение границ Эдема до масштабов вселенной. С этой задачей они не справились. Наши прародители согрешили и лишились райского блаженства, а сам Эдем перестал существовать как физическое место. Тем не менее память о нем осталась в большинстве культур разных эпох и разных народов.
Однако христианство, вслед за верой ветхозаветных праведников, учит, что изгнание из Эдема было мерой временной, что Бог восстановит прежнюю связь с человеком во всей ее полноте и что в конце концов все праведные люди будут пребывать в непосредственной близости к Богу. Эта будущая реальность тоже получила название рая.
Но, спросит кто-то, почему же будущая? Разве со времен Крестной жертвы и Воскресения Христова умершие праведники не попадают в тот самый обещанный рай? И да, и нет. С одной стороны, Евангелие передает нам слова Христа, обращенные к раскаявшемуся на кресте разбойнику: …истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23:43). С другой стороны, есть один нюанс, который важно учитывать, если мы говорим о рае.
В богословском понимании, основанном на тексте Библии, рай — это реальность полного присутствия Божия, в котором человек может напрямую и полноценно общаться со своим Творцом. И тут есть два важных момента, которые отличают грядущий рай от Эдемского сада.
Во-первых, помимо души, в богообщении должно принимать участие и тело, поскольку душа без тела не является человеком в полной мере. Все мы ждем воскресения умерших именно потому, что в нем преобразится человеческая природа, которая получит возможность участвовать в будущей жизни, где, как пишет апостол Павел, будет Бог все во всем (1 Кор 15:28). Так что даже праведные и святые, находясь в блаженном состоянии непосредственного богообщения, участвуют в нем только душой.
В Евангелии есть одно очень важное понятие, которое часто выступает синонимом будущего рая. Это Царство Небесное, одна из ключевых тем проповеди Иисуса Христа. После Его искупительной жертвы, смерти и воскресения, которые стерли пропасть между Богом и человеком, образованную грехопадением первых людей, оно стало доступно каждому, причем не только после смерти. Для верующего и стремящегося к Богу человека Царство Небесное начинается уже здесь, в земной жизни, и продолжается в жизни вечной. Единственное отличие от грядущего рая — полнота участия в нем человека, поскольку, как уже было сказано выше, такая полнота может быть только с новым, преображенным в воскресении телом.
Во-вторых, грядущий рай, в отличие от Эдемского сада, — это не выделенное пространство, а все мироздание. Это новый мир, который явится вместо прежнего. Христиане верят, что Вселенная преобразится в очистительном пламени Второго Пришествия Христова и будет наполнена присутствием Бога во всех аспектах нашей жизни. Как пишет об этом апостол Иоанн Богослов, рассказывая о своем видении: И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали (Откр 21:1). В этой новой реальности всем вещам, природным явлениям, психологическим состояниям будет возвращена изначальная, Богом задуманная сущность. И самое главное, (это важно подчеркнуть), человек вернет себе возможность полного и непосредственного общения со своим Творцом. Ту самую возможность, которую имел Адам и которую он утратил вследствие грехопадения.
В буквальном и привычном для обывателя смысле ад — это место, где обитают демоны и куда после смерти попадают грешники. Чаще всего его связывают с подземельем, и в большинстве культур ад — это царство мрака, жары и неугасимого огня. Эти образы призваны передать предельную степень боли, страданий и мук, которые испытывает душа, оказавшаяся в аду. Не случайно поэтому и Христос называет место мучения демонов геенной огненной.
Геенна — вполне историческое место. Так называлась южная окрестность Иерусалима, куда горожане сносили мусор, разного рода органику и трупы животных. Поскольку отходы выделяли вредные болезнетворные газы, в этом месте постоянно горел огонь, чтобы препятствовать распространению гнилостного воздуха в округе. И Христос применил этот образ, чтобы Его современники имели яркую и понятную для себя картину ада.
Однако христианство не ограничивается таким пониманием ада и наполняет это слово более глубоким содержанием. Для христиан ад — это не просто место мучения грешников. Ад, как и рай, тесно связан с идеей Божьего присутствия в мире.
Дело в том, что всеобъемлющее Божественное присутствие является радостным и желанным не для всех. Не имея навыка общаться с Богом при жизни — молиться, ходить в храм, памятовать о Боге за обычными делами, участвовать в таинствах и богослужениях, — человек начинает воспринимать Бога как нечто чуждое себе. И поэтому когда Господь становится для такой личности самой реальной реальностью, которая присутствует повсюду, то она становится для него невыносимой.
По сути, рай — как состояние самого полного и радостного общения с Богом — для неподготовленных личностей станет невыносимым мучением, от которого им захочется избавиться и убежать подальше. Но разве от Бога убежишь? Как выразился около трех тысяч лет назад царь Давид, куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя (Пс 138:7–10).
Изначально ад не был предназначен ни для кого из людей: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф 25:41) — приводит нам Писание слова Спасителя. По собственному упорству там могут оказаться, однако же, и люди. Ведь если ад — пространство концентрации духов злобы, где царит в буквальном смысле слова богопротивная атмосфера, то совершенно логично, что человек, не способный вынести Божьей славы и любви, входит в это пространство уже при жизни и полностью проваливается туда после смерти. Как раз тот случай, когда подобное притягивается к подобному.
В этом контексте слова Бернарда Шоу, который говорил, что в раю хоть и прохладно, зато в аду публика поинтереснее, уже звучат не так весело и привлекательно, не правда ли?
Понять, почему люди выбирают для себя ад, поможет пример некоторых китов, которые, обезумев из-за нарушения ориентации от воздействия гидролокаторов, выбрасываются на берег. С одной стороны, они не могут находиться в созданной и идеально подходящей для них среде обитания: радиоволны (как и людей — грех) сбивают их с толку, не давая понять, куда плыть. А с другой стороны, они стремятся к мелководью, в среду, прямо противоположную необходимым условиям для их жизни, поскольку именно здесь можно спастись от действия ультразвука.
Только если киты — жертвы чужого невнимательного к ним отношения, то человек сам добровольно подвергает себя губительному влиянию, устанавливая все новые и новые «гидролокаторы» в своей душе. А значит, на какой «берег» он бы ни выбросился, выйти из зоны действия «радиоволн» не получится. Вот грешник и мечется между взаимоисключающими потребностями. С одной стороны, обезумевшую от греха душу жжёт одно только присутствие Бога рядом. С другой стороны, без Бога не до порога. Для всего, созданного Богом, Он источник всех благ, и только в Нем Его творения могут раскрыть свой потенциал полностью.
Таким образом, ад — это рай наоборот. Он является следствием добровольного выбора человека и его отхода от Бога.
Во время земной жизни человек всегда стоит перед выбором: пойти навстречу Богу, принять Его и уже на земле начать наслаждаться Его любовью, либо отвергнуть Господа, удалиться от Источника Жизни, но в результате после смерти все равно оказаться в Его присутствии. Только любовь Божия в этом случае будет не наслаждением, а мукой.