05.09.2022 | Образование

Становление и развитие духовного образования в Тверской епархии в XVIII в.

АВТОР: иерей Виталий Симора, кандидат богословия, кандидат педагогических наук

В истории Руси каждый период имеет характерные черты, которые делают его неповторимым и особенным. Особенность периода с X–XVII вв. заключается в том, что специально организованное образование в это время еще не доминировало. Школа еще только зарождалась.

К середине XVII в. в русском государстве при церквах и монастырях существовали церковно-приходские школы. Содержание обучения в этих школах: изучение церковных книг, чтение и письмо на славянском языке, счет и церковное пение. Уровень образования всех сословий был одинаковым. Это равенство образования, соединявшее все сословия Руси в одно целое, впервые было нарушено в конце XVII в. и совсем исчезло в XVIII в. Светское сословие стало обучать своих детей во вновь созданных общеобразовательных и специальных по образцу Западной Европы школах.

Исторический этап духовного и светского образования в России начинается с реформ Петра Великого. Становление духовного образования подразделяется на три периода. Первый период – от начала XVIII столетия до 1760-х гг.: зарождение духовных школ, представлявших по своему строю и материальной обеспеченности сословно-профессиональные школы под началом епархиальных архиереев и содержавшихся исключительно за счет местных епархиальных источников. Второй период – от 1760-х гг. до реформы духовных школ в годы царствования Александра I. Он имеет переходной характер, когда, с одной стороны, школы оставались архиерейскими и специально-сословными, а с другой – приобретали общегосударственное и общецерковное значение. Третий период – от начала XIX в. до 1884 г. в период действия двух уставов православных духовных семинарий в 1814 и 1867 гг. В начале XIX в. духовная семинария приобрела статус закрытых средних учебных заведений духовного ведомства и стала промежуточной ступенью между обязательным для детей духовенства училищем и духовной академией. Главная цель духовной семинарии заключалась в образовании благочестивых и просвещенных служителей слова Божия. 

Петровская реформа всеми силами «поворачивала» Россию от востока на запад, от прежних греческих влияний к западной цивилизации, возросшей на латино-римской почве. Петр I, подходя к науке практически, понимал ее только как выучку определенному ремеслу – приготовление молодых людей к священнослужению и требоисполнению. Школы ценились только с точки зрения пригодности для профессии. При учреждении духовных школ перед духовными властями и низшим духовенством стояла нелегкая задача – не было ни зданий для школ, ни учителей, ни средств к содержанию, ни учеников. 

5 января 1708 г. царем издается первый указ об открытии школ при архиерейских домах. Через два года издается второй указ о том же самом. Данные указы должны были быть получены в Твери при епископе Тверском Каллисте (Поборском), который правил Тверской епархией с 1703 по 1712 г., но почему данные постановления не были внедрены в жизнь неизвестно. 

После епископа Каллиста было еще два правящих архиерея в Тверской епархии: Алексий и Варлаам. Епископ Алексий правил епархией весьма недолго. В 1713 г. он был посвящен во епископа Тверского, а в 1714 году перемещен на кафедру Крутицкой епархии. Епископ Варлаам находился на Тверской кафедре с 1714 по 1720 годы.

В присланном указе из Св. Синода Преосвященному Сильвестру митрополиту Тверскому и Кашинскому (преемнику епископа Варлаама) от 18 октября 1722 г. говорится, что 11 мая было велено протопоповских, поповых и диаконовых и причетнических детей… учить славянского учения и писания в архиерейских школах, как в духовном регламенте показано, так и светским наукам». Далее говорится, что следует учить по новоизданным присланным букварям и грамматикам на словенском языке и арифметического учения не оставлять.

По указу правящего архиерея было принято решение детей церковного причта городов Твери и Клина и уездов в немедленном времени собрать в Тверь в дом его Преосвященства и переписать по имени.

На основании выражений, встречающихся в распоряжениях митрополита Сильвестра, можно заключить, что арифметические или цифирные школы существовали в Твери при архиерейском доме, где обучались дети духовного сословия, и заведены были Преосвященным Варлаамом. В указе митрополита Сильвестра, данном в октябре 1722 г. учителям во главе с иеромонахом Иоилем, сказано: «чтобы впредь по прежним азбукам из учеников никто не учился». 

Митрополитом Сильвестром 5 ноября 1722 г. были сделаны указания иподиакону Трифону с другими послушниками ходить по всем церквам и у всех попов и дьяконов, у дьячков и пономарей переписать сыновей по именам годных, переписав в срочный день, поставить к Преосвященнейшему Митрополиту к осмотру. А первых учеников учить в доме певчего Устина Королицына, где следовало и жить строителю зданий новой школы на территории Федоровского монастыря иеромонаху Иоилю с товарищами до дельнейших указаний со стороны Св. Синода.

Следовательно, учреждение собственно – церковной школы для детей духовенства в Твери принадлежит митрополиту Сильвестру. Для такого дела требовался святитель энергичный, со свежими силами и с любовью к просвещению, митрополит Сильвестр был напротив старец уже 70-ти лет, отличавшийся не столько любовью к образованию, сколько интересом к хозяйственным постройкам и экономии. Он успел сделать только некоторые приготовительные распоряжения для организации школы. Так он назначил место для школы, т.е. дом бывшего архиерейского певчего Устина Королицына, назначил учителей и приказал «вытребовать детей от духовенства». 

В дальнейшем, местом для школы был назначен Федоровский монастырь, лежавший на устье реки Тьмаки, не далеко от архиерейского дома. Судя по близости этого монастыря к архиерейскому дому, можно предположить, что школа ставится под ближайший и непосредственный надзор самого владыки. В то время Федоровский монастырь принадлежал не Тверскому архиерею, а Московскому Воскресенскому монастырю, обычно называемому Новым Иерусалимом. Святейший Синод приписал Федоровский монастырь к дому Тверского владыки для школы, но из угодий его оставил за монастырем только самую малую ближайшую часть их. Но и это было приобретение для Тверского архиерейского дома. 

Иподиаконом Трифоном с другими послушниками была осуществлена перепись для обучения в духовной школе сыновей священников, дьяконов и дьячков пригодных по всем церквам Тверской епархии. В самих списках поражает количество детей, записанных в школу, например, в Тверском уезде – 157, в Клинском – 56, кроме взрослых (старше 15 лет). Переписаны были не только дети от 7 до 15 лет, но и такие, которым было 16, 17 и даже 25 лет и старше. Это был подлинно набор страшный для всех, кто попал в списки. 

Для дела же школьного и образовательного ни что не могло так гибельно действовать, как такого рода списки, они в самом корне притупляли охоту к учению, и выставляли школу чем-то крайне ненавистным для духовенства. 

Надо отметить бедственное положение детей духовенства, не получивших образования, они теряли всякую надежду на священство и приписывались к податному состоянию, а потом впоследствии назначались правительством в военную службу.

При таких условиях после митрополита Сильвестра на Тверскую кафедру вступил епископ Феофилакт, который был еще в полном расцвете лет, отличался энергией. Он занимал в 1722 году уже место советника Святейшего Синода и приобрел себе славу мужа ученого. Еще, будучи Заиконоспасским архимандритом и ректором Славяно-латинских Московских школ он заявил свою особенную заботу, как о внешнем благоустройстве этих школ, так и о внутренней их деятельности. После активной деятельности в области духовного образования в Москве можно было бы предположить, что, когда архимандрит Феофилакт сделается самостоятельным епископом, он употребит еще больше усилий и забот о своей епархиальной школе. Но этого не произошло. 

Архимандрит Феофилакт в 1723 году был посвящен в епископа в Тверь. Но потому, что он, присутствуя в Святейшем Синоде и живя в С.-Петербурге, был вдали от своей епархии, или потому, что Святейший Синод поручал ему много особых серьезных дел или по другим каким-либо причинам, только он мало заботился о школе в Тверской епархии. При нем был устроен в Федоровском монастыре, отданном в 1724 г. по указу Святейшего Синода для содержания и обучения церковно-служительских детей, училищный дом, собраны были ученики, посажены за учение, и действительно учились чтению, чистописанию и арифметике, — а в последствие, именно с 1732 г., обучались и греко-славянской грамматике и десятословию. В числе учителей Тверской школы значится сын Николаевского священника Алексей Иванов, окончивший курс Новгородской учительской семинарии преосвященного Феодосия. Но если мы сравним число детей, записанных в списки, представленные преосвященному Феофилакту, с тем числом учеников, которое действительно оказалось в Тверской школе в 1727 г., то видна существенная разница. В списках значится по Тверскому и Старицкому уездам 157, по Клинскому 56 кроме взрослых, а в школе оказывается, как это видно из ведомости, только 39 учеников.

Сельское духовенство не только при первых указах царя, но и смотрело на вызов учеников в школу, как на «набор», соединяя с этим последним словом значение рекрутской повинности. Родители прибегали к всевозможным средствам, чтобы избавить своих детей от школьной мудрости. Сами ученики, загнанные в школу силой, набором, содержавшиеся весьма скудно, а главное, изленившееся дома и нелюбившие науки, смотрели на школу, как на тюрьму и старались всячески вырваться из нее. 

К прежним учителям школы, о которых сделал распоряжение митрополит Сильвестр, прибавились двое: дьячёк Иван Денисов и сын священника Алексей Иванов. Предметы обучения: букварь и грамматика (последняя в 8 частях) тоже не обещали, даже и при добрых успехах учеников, особенно блестящего и высокого развития в молодых людях, бывших в школе. Что касается до внутреннего порядка в школе, то мы видим из донесения в 1732 г. учителя Ивана Евдокимова, что ученики из школы бежали, да и ларец со списками его и пожитками украли и утопили в реке Волге. Сбежавших учеников едва ли могли вернуть в школу. Содержание учеников было крайне скудным, некоторые из них прямо писали в своих прошениях, что они вынуждены вместе с нищими просить на улице на кусок хлеба Христа ради. 

Знаменитый сподвижник Петра I архиепископ Феофан (Прокопович) открыл в Петербурге в своем доме семинарию, которая должна была быть образцом учебного заведения подобного рода. В 1725 г. славяно-греко-латинская школа при Александро-Невском монастыре была преобразована в семинарию. В 1730 г. вышел указ императрицы Анны Иоанновны: Св. Синоду предписывалось открывать школы для подготовки священнослужителей. Указ от 1731 г. был уже более конкретен и предписывал открывать данные учебные заведения во всех епархиях. Тогда же за ними было официально закреплено название «семинария». Автор Духовного регламента Феофан Прокопович, зная недостатки южно-русского типа школы, настаивал на введении общеобразовательных предметов в курс духовной школы.

Вновь открываемые и действовавшие семинарские классы соответствовали курсу Киевской академии, невзирая на то, что у правящих архиереев была полная творческая свобода в организации школьного дела, в том числе и возможность соединения общего образования с духовным. Практические навыки для будущего священнослужителя формировались только благодаря упражнениям в составлении проповедей и заведенным в нескольких семинариях катехизическим беседам, на которых только и можно было услышать живое слово об истинах веры на родном языке.

Развитие сети духовных семинарий на территории Российской империи берет свое начало с 1738 г., когда последовало Высочайшее соизволение на ежегодное доставление каждой архиерейской школой особых ведомостей для их представления самой императрице. С 1739 г. были преобразованы из начальных архиерейских школ и вновь открыты до 20 семинарий, в том числе и Тверская, но только пять из них (Казанская, Новгородская, Псковская, Троицкая, Харьковская) смогли в скором времени открыть богословские классы. 

В декабре 1738 года был назначен в Тверь епископом Митрофан (Слотвинский), человек высокообразованный и много уже потрудившийся на педагогическом поприще. Он получил образование в Киевской духовной академии и по окончании в ней образования был вызван в число учителей получившего впоследствии известность Харьковского коллегиума, где некоторое время занимал должность префекта, а потом и ректора. Отсюда он в декабре 1737 год был назначен ректором Московской духовной академии. Пробыв в этой должности один год, он в декабре 1738 года был возведен на епископскую кафедру в Тверь. Его дожидался в Твери указ правительства об усилении образования духовенства и заведений духовных школ. 

Этот указ должен был Преосвященный Митрофан (Слотвинский) приводить в исполнение тотчас по вступлении на Тверскую кафедру. У нас нет решительных указаний, когда преосвященный Митрофан приехал в Тверь и когда занялся вопросом об образовании подведомственного ему духовенства, но известно, что для самой епархиальной школы реформа произошла быстро и закончилась 24 января 1739 г., а 16 февраля в ней уже начали учить новые учителя по новым методам и она с этого времени уже начинается называться семинарией.

Основав Тверскую духовную семинарию, Преосвященный Митрофан (Слотвинский) в высшей степени энергично и рачительно занялся ее дальнейшим благоустройством. 

Вследствие быстрых распоряжений всегда энергичного владыки два первые учителя Тверской семинарии: Василий Трояновский и Алексей Могилянский приступили к своему делу в 1739 году. Первый начал обучать семинаристов с 16 февраля, а второй с 20 февраля этого же года. Оба были воспитанниками Киевской духовной академии. Могилянский был сделан старшим наставником, а Трояновский – младшим, что видно из окладов жалованья. Семинария открылась при довольно значительном числе учащихся, их в 1739 году было не менее 130. Обучение в семинарии с 1739 г. пошло в совершенно новом направлении, ученики изучали латинскую грамматику; учителя пользовались латино-славянскими лексиконами. Классные занятия постепенно принимают правильный школьный характер; для школы в 1739 году была приготовлена учительская кафедра, также были и другие школьные принадлежности. Число классов семинарии, которая в 1739 году открылась естественно с низших классов, постепенно увеличивалось, при чем увеличивался и состав преподавателей семинарии. При этом Преосвященный Митрофан, заботясь о поиске в Тверскую духовную семинарию лучших учителей не стеснялся менять их, если они не удовлетворяли его широким требованиям. Так в октябре 1739 года был уволен из семинарии учитель Василий Трояновский и на его место вызван Павел Квяткевич. В 1742 году совместно с Квяткевичем состоял учителем семинарии Андрей Чернецкий и одну майскую треть некто Семен Янович. В 1742 году в семинарии уже были ректор, префект и три учителя. 

Ректор семинарии в то время обычно преподавал богословие, префект (инспектор) – философию. Но трудно допустить, чтобы в Тверской духовной семинарии, совсем недавно открывшейся, были уже в это время классы философии и богословия, потому что за такой короткий промежуток времени семинария едва ли могла приготовить кого-либо из своих учеников к слушанию философии и богословии, поэтому, ректор и префект были в это время администраторами семинарии или если и преподавали, то преподавали в низших ее классах. Все классы среднего учебного духовного заведения были открыты в Тверской семинарии в период времени с 1745 по 1747-й годы. Существование в семинарии того времени всех классов, кроме богословии, подтверждается неоспоримыми свидетельствами деятелей и учеников семинарии. 

Такой состав преподавателей в Тверской семинарии оставался сравнительно очень недолго, в 1748 году Преосвященный Митрофан был уволен от присутствия в Св. Синоде. В этом же году ректор семинарии Иоанникий (Скабовский) назначается настоятелем Киевского Михайловского Златоверхого монастыря, в этом же году оказывается новый наместник и в Отроч монастыре. Едва ли такое совпадение фактов случайно. Следовательно, вытребованные указами мощного члена Св. Синода, ректор, префект воспользовались первым удобным случаем, чтобы освободиться от пребывания в Твери среди чуждых им условий жизни. 

После этого события Тверская семинария оказалась в затруднительном положении, она сразу лишилась своих главных учителей, вызвать из Киева новых учителей так же, как вызывались прежние учителя, Преосвященный Митрофан был уже не в силах. 

Пришлось начать вести дело со своими учителями, а они еще не были подготовлены в достаточном количестве. Правда, попытка подготовить своих природных учителей впервые сделана была самим епископом Митрофаном (Слотвинским). Преподавание в низших классах семинарии он иногда поручал лучшим семинаристам. Таким образом, широко практиковалась подготовка семинариями учителей из своих собственных более даровитых воспитанников, иногда даже до окончания ими полного семинарского курса. Такие недоучившиеся учителя становились преподавателями в низших классах почти всех семинарий. 

Царствование Екатерины II явилось новым периодом в истории духовного образования, на которое императрица обратила внимание в первый год своего царствования. Общей реформы учебного процесса духовных семинарий до конца XVIII в. не последовало, но под влиянием перемены общественной атмосферы богословская наука заговорила в школе на общепонятном русском языке, стремясь к сближению с жизнью и с понятиями общества. 

Во второй половине XVIII в. правящие архиереи обращали постоянное внимание на семинарию и духовное образование детей духовного сословия, делая необходимые распоряжения.  

Например, Преосвященный Гавриил сам делал подробное и точное расписание учебных часов по каждому предмету, оставляя при этом некоторые замечания относительно самого преподавания. При вступлении в управление тверской паствой Преосвященный вызвал из Московской духовной академии образованного и трудолюбивого иеромонаха Макария (Петровича), сделав его ректором семинарии. Посещал семинарию для испытания учеников и учителей. 

В 1768 г. по просьбе священно- и церковнослужителей Кашинского уезда и граждан г. Кашина организовал в городе духовное училище. В 1769 г. был сделан членом Св. Синода. 22 сентября 1770 г. из Твери переведен и назначен архиепископом С.-Петербургским, а 1 января 1775 г. – и Новгородским, со званием архимандрита Александро-Невской лавры.

В управление архиепископа Платона последовало решительное уничтожение Феодоровского монастыря в Твери. Со времени митрополита Сильвестра этот монастырь назывался училищным, потому что в нем первоначально был устроен дом для семинарии. С тех пор служили в нем не монахи, которые по указу Св. Синода в 1724 г., были переведены в Воскресенский монастырь, называемый Новым Иерусалимом, а священник, дьячок и пономарь.

В 1772 г. Преосвященный Платон организовал духовные училища в Торжке и Осташкове. В то время это было нелегко, особенно потому, что училища должны были содержаться за счет духовенства, что можно видеть на примере Новоторжского училища. Архиепископ Платон предложил духовным Новоторжского уезда завести в Торжке училище на посильные пожертвования и поддерживать его теми же добровольными пожертвованиями. Духовенство по разным причинам отказывалось от исполнения архипастырского предложения. Преосвященный предписал решительно, чтобы училище было заведено, и указал сам, кто и что именно должен давать на его организацию и содержание. Школа была открыта, потому что владыка не хотел слушать никаких отговорок, а некоторых из духовных передал суду.

В 1777 г. епископ Арсений построил дом для семинарии недалеко от существующей Никольской, что в Капустниках, церкви и от берега р. Волги, но в 1845 г. данный дом был разобран и употребленный для строительства здания для гимназии около собора на месте, где была гауптвахта. Данный дом для семинарии был построен по высочайшему повелению на сумму 15.000 руб., выданную из казны.

Преосвященный Арсений нередко посещал семинарию, присутствовал на семинарских экзаменах, примечал более даровитых и прилежных учеников и таких отправлял для получения высшего образования в Московскую духовную академию или Троицкую лаврскую семинарию. 

Преосвященный Арсений обращал должное внимание и на учеников уездных церковных школ, поступающих в семинарию. Если оказывалось, что ученики недостаточно подготовлены в этих школах к слушанию семинарских уроков, он подвергал строгому взысканию надзирателей и учителей школ. 

В 1776 г. он открыл духовное училище в г. Бежецке.

В непродолжительное управление тверской паствой епископ Тихон ввел устав для духовных училищ, отчетность по использованным деньгам, отпускаемым на содержание семинарии, заботился о сохранении библиотеки. Требовал также, чтобы каждое полугодие ему представлялись ведомости об отличных наставниках и учениках. Поручил консистории «предохранять учащим и учащимся от всех приключений, которые могут колебать их знание и состояние» 

Указом 1797 г. из состава духовных школ были выделены четыре академии с пятилетним курсом, что было попыткой придать некоторое единство учебному управлению путем установления связи семинарий с академиями. 31 октября 1798 г. перед духовной семинарией ставилась конкретная задача подготовить юношей к пастырскому служению – хороших проповедников слова Божия и духовных наставников прихожан. Правящим архиереем было вменено в обязанность ежегодно докладывать о состоянии учебно-воспитательного процесса и запрещался выход воспитанников духовных школ на светскую службу. 

Официальным учебным пособием для духовных семинарий было – «Книга о должностях пресвитеров приходских», составленная во второй половине XVIII в. и изданная первоначально в С.–Петербурге в 1776 г. Из истории Тверской семинарии известно, что «Книга о должностях пресвитеров приходских», например, в1802 г. читалась по субботам в утренние часы. Излагая порядок преподавания учебных предметов в той же семинарии за 1811 г., автор указывал: «в классе богословском в утренние часы в субботу читана была книга о должностях приходского священника и Кормчая: из первой с оканчивавшими курс учения прочитано начиная с таинства о священстве до конца, а с переведенными вновь – сначала о двух должностях священника». Данную книгу в духовных училищах и семинариях в качестве учебника повсеместно изучали до середины XIX в. Это можно с достоверностью сказать относительно периода до 1845 г.

Система духовного образования в Тверской епархии сформировалась в XIX в., в состав которой входили учебные заведения: Тверская духовная семинария и 7 мужских духовных училищ: Тверское, Бежецкое, Кашинское, Краснохолмское, Новоторжское, Осташковское и Старицкое. Например, 1895 г. в духовных учебных заведениях Тверской епархии обучалось 1539 воспитанников. В 1913 г. была открыта вторая духовная семинария в Тверской епархии – Кашинская духовная семинария. 

Вопрос о переходе зданий духовно-учебных заведений Тверской епархии в ведение Отдела Народного просвещения поднимался неоднократно Межведомственным Отделом Народного Комиссариата по Просвещению, в том числе и в августе 1918 г. Этот вопрос рассматривала Государственная Комиссия по просвещению. 6 сентября 1918 г. все духовные школы были национализированы и закрыты. 

Доклад прочитан на памятном вечере по случаю 300-летия начала духовного образования в Твери, 26 августа 2022 года.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.