26.08.2023 | Патриархия

Соловки и Бутово — два больших антиминса, на которых должна приноситься Бескровная жертва

В 2007 году митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, будучи викарием Московской епархии епископом Бронницким, посетил Соловецкий монастырь, где освятил Поклонный крест, который затем отбыл речным Крестным ходом «Соловки-Бутово» в Москву. Помимо освящения Креста, владыка совершил заупокойные богослужения в местах массовых расстрелов на Соловецких островах. Своими впечатлениями от посещения этой святой земли епископ Амвросий поделился с корреспондентом портала Патриархия.ru.

— Владыка, поделитесь с читателями сайта о Ваших впечатлениях о пребывании в Соловецком монастыре. Вы были на Соловках впервые в своей жизни?

— На Соловках я был, действительно, впервые. Когда смотришь на фотоальбомы и читаешь описания этого места, то оно производит колоссальное впечатление — огромный, красивый монастырь. Но впечатление от личного знакомства с монастырем и вообще с островом — двоякое. С одной стороны, видна былая мощь очень славной и замечательной обители с прекрасными храмами и инженерными конструкциями, секрет которых не могут разгадать и современные ученые, но с другой стороны — это избитый и поруганный монастырь, который пока еще находится в плачевном состоянии. На некоторых храмах еще нет крестов, многие помещения монастыря еще нуждаются в восстановлении. 

— Какое отношение к монастырю, на Ваш взгляд, у местных жителей и властей?

— Отношение оставляет желать лучшего. Например, когда в Святых вратах стоят дежурные с сигаретой во рту — это вызывает чувство сожаления и по отношению к святым, просиявшим в этой святой обители, и по отношению и к тем тысячам новомучеников и исповедников российских, пострадавших на этой политой кровью земле. Такие печальные картины я не раз видел за три дня пребывания на Соловках.

— Как сейчас устроена монашеская жизнь обители? 

Братия обители живет сейчас в подвижнических условиях, подобные которым я видел только на Афонской горе в Свято-Пантелимоновом монастыре. Но на Афоне нет той холодной суровой зимы, которая есть на Соловках и поэтому здесь братии требуется не только молитвенный подвиг, но и немалое физическое здоровье для того, чтобы нести все те тяжелейшие послушания, которые необходимы для существования монастыря в этих условиях. 

— В каком состоянии находятся храмы обители?

— Главный храм монастыря, Спасо-Преображенский собор поражает своей мощью и величиной, но, к сожалению, он не отапливается, в нем очень высокая влажность и тот иконостас, который был уже в наше время устроен жертвователями, начинает портиться. К сожалению, нет возможности регулярно совершать там богослужения.

В разгромленном состоянии пребывает и Свято-Троицкий Зосимо-Саввватиевский собор, в котором безбожной властью был устроен приемник-распределитель поступающих по этапу заключенных. Через него прошли и ученые, и крестьяне, и писатели, и уголовники, и художники, и священнослужители. 

Сегодня  богослужения совершаются в двух храмах — в храме святителя Филиппа, который, впрочем, еще нуждается в реставрации — требуется ремонт крыши и купола с крестом, но пока что это единственный теплый храм, который может вместить в себя всю братию и приезжающих паломников. Также действует и надвратный Благовещенский храм, в котором совершались богослужения до открытия Филипповского храма. Он восстановлен больше всех — здесь и замечательный иконостас и прекрасная сень для мощей. Но в этом храме меня больше всего поразила икона Зосимы и Савватия Соловецких, которая в советское была превращена в дверь — перевернута вверх ногами и замазана краской. Кроме того, в иконе было выпилено отверстия для прохода кошек. В таком виде её застали насельники обители, и когда кто-то попытался эту дверь почистить, то под слоями краски и грязи обнаружили прекрасную икону, которая теперь открыта для поклонения. 

Еще раз хочу сказать о двояком впечатлении —  с одной стороны мощь и величие этой северной обители, но с другой стороны — полное бессилие современного человека эту мощь возродить.  

Сегодня с помощью специальных средств в разных помещениях монастыря можно увидеть фотографии дореволюционной жизни обители — тогда цветущей и мощной. Можно даже услышать колокольный звон или лязг засова, но все это виртуально — это совсем не то, что нужно восстанавливать, на мой взгляд. А нужно восстанавливать связь с той обителью, которая существовала многие века и впоследствии была поругана и осквернена. С той славной обителью, которую нужно восстанавливать всем миром — и огромными средствами и тем духом, который дает церковная молитва. 
 
— В чем Вам видится проблема восстановления монастыря?  

В настоящее время все помещения находятся в совместном пользовании музея и монастыря, поэтому монастырь не имеет возможности что-то делать. При этом на острове Анзер, где другая ситуация, отреставрированы прекрасные храмы, в которых чувствуется молитвенный дух. Еще несколько лет назад стоял в полной разрухе храм в честь Распятия Господня, но сегодня он успешно восстанавливается трудами братии и доброхотов скита.  

Особую тревогу за Соловки вызывает то, что участились случаи приватизации частными лицами и туристическими фирмами земельных участков на этой святой земле. Продажа земель Соловецкого архипелага в собственность частных лиц и организаций – это не просто нравственное преступление перед памятью жертв кровавого террора 20 столетия, это и разрушение природной и духовной уникальности Соловецкой обители.

— У монастыря два пласта истории — один связан с великим прошлым нашей страны, с тем временем, когда монастырь славился по всей России своими подвижниками и достижениями своего хозяйства, и другой, не менее значимый пласт истории, когда эта земля была обагрена кровью тысяч новомучеников и простых русских людей. Какой части истории сейчас больше в обители?

— Земля, освященная подвигом и молитвами преподобных Соловецких, таковой и остается. Но так было угодно Господу, что на этом святом месте была пролита кровь многих тысяч людей — епископов, монахов, ученых, писателей, художников, архитекторов и простых крестьян, принявших здесь мученическую кончину. Архивы хранят плакаты, которые развешивали тогда для заключенных: «Советская власть не карает, а воспитывает». Раны от этого воспитания кровоточат до сих пор, но кровь тысяч и тысяч убитых здесь, вопиющая к небу, еще не доносится до слуха и сердец многих наших соотечественников. Несправедливо мало говорится сейчас об этой трагической странице истории, мы не должны забывать о ней ни в коем случае. Ведь на этих страшных страницах истории запечатлены  судьбы тысяч людей  — убитых, замученных, заеденных мошкарой, а также и многих детей, которых разлучали со своими родителями и отправляли в закрытый приемник-распределитель, устроенный в поруганном тогда  Даниловом монастыре. И эти дети, из которых пытались сделать некий новый класс, пожинали  плоды этих бесчеловечных экспериментов. 

— В этом году Церковь вспоминает особую дату — 70-летие начала гонений 1937 года. Вы находились на Соловках именно в связи с началом крестного хода «Соловки-Бутово».

—Словоки и Бутово Святейший Патриарх назвал русскими Голгофами — это действительно два места, которые приняли тысячи страдальцев в свои недра. Когда на горе Секирке я совершал литию о всех невинно убиенных в этом месте, скитоначальник рассказал мне о том, как совершались раскопки. Останки – светлые и желтые косточки и черепа благоговейно складывались в гробы и подобающим образом погребались. Но есть место, где невозможно было вести раскопки — страшные черные тела не разложились и издают ужасный смрад. По свидетельствам здесь расстреливали самих же карателей и мучителей невинно убиенных людей. 

Соловецкие острова и Бутово — это два больших антиминса, на которых должна приноситься Бескровная жертва. И память об этом должна сохраняться в поколениях. 
Мы не должны забывать о том, что кровь мучеников — это свидетельство веры. Торжество правды над ложью, торжество света над тьмой. Поэтому жалкими и безумными являются призывы некоторых людей повернуть историю вспять и начать гонения на церковь, пусть и в другом виде. 

— Для человека церковного важность этих мест очевидна. Но каково должно быть отношение общества в целом к памяти новомучеников?  

— Для общества также полезно помнить об этой трагедии, как и о подвиге наших соотечественников в Великой отечественной войне, как и о всех скорбных, но и славных страницах истории нашего Отечества  — славных стойкостью и подвигом наших соотечественников. И мы должны, по слову апостола Павла, взирая на кончину их, защищать свою веру, свою землю, своих родных. Я глубоко убежден в том, что именно страданием и молитвами наших новомучеников, мы имеем сейчас возможность свободно молиться и проповедовать слово Божие. 

Беседовал диакон Александр Волков 

Патриархия.ru

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.