18.08.2023 | Образование

Поучение к простому народу в день Преображения Господня пред посевом ржи

«Не смеяхом, Господи, в бездушных земли недрах
заключити семена питания нашего,
аще не воззрим на повеление Твоего величества,
повелевающее родити и прозябати земле
и дати семена сеющему и хлеб в снедь».

Со дня праздника Преображения Господня в наших местах начинается, братия мои, посев самого необходимого для жизни нашей продукта – ржи. Вот семена ее лежат пред лицем Господа Вседержителя. Для этих семян мы с усиленным трудом, обливаясь обильным потом, приготовили недра земные, вспахали их, да и не один раз, — унавозили, сборонили. Но чьи же это недра земные, в которые мы готовимся заключить семена наши? – Чья вся земля, на которой мы живем и трудимся? – Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней. Той на морях основал ю есть, и на реках уготовал ю есть (Пс 23:1-2). Ему, Единому Творцу и Верховному Владыке, принадлежит вся земля, в недра которой мы намереваемся заключить семена наши, от Его же щедрости нами полученные. Ему Единому принадлежим и все мы со всею нашею жизнью, со всеми нашими заботами и хлопотами, со всеми трудами и работами, со всеми надеждами и опасениями. И потому мы не смеем сами по себе, без Его повеления и благословения, заключить эти семена, от которых главным образом зависит жизнь наша, в недра земные. Как Творец и Владыка Он дает Свое повеление, чтоб земля родила и прозябала; Он дает семя сеющему и хлеб в снедь, Ему мы вручаем семена наши; к Нему устремляем молитвенные взоры наши и ожидаем Его повеления. О, повели всемогущий и премилосердый Господи, недрам земным принять эти семена наши, хранить и покоить их, а земле – прозябать и родить плод!

Велик, братия мои, этот промежуток времени от той минуты, когда мы, с благословения Господня, заключим в недра земные семена наши, и до той поры, когда они дадут нам плод свой и обратятся в снедь нашу. Много грозит в этот промежуток и им, и нам  опасностей, предотвратить которые никто не в силах, кроме Его, единого всемогущего Бога и Создателя нашего: может червь напасть на поля наши и уничтожить зеленеющий посев наш; может засуха спалить поля наши; может продолжительное ненастье повредить посеву; может град побить хлеб наш и обратить его в грязь; может пожар истребить и гумно, и хлеб, и жилища наши. Кто отвратит все эти бедствия от полей и от жилищ наших? А нам самим сколько грозит опасностей: вот придет рабочая пора, — а у нас болезнь и немощь в доме; работать некому в поле; придет уборка хлеба, а глядишь – смерть вырвала самое нужное лицо из семьи. Кто спасет нас от всех этих бедствий и сохранит нашу жизнь и здоровье? Кто отвратит все эти скорби, если праведный гнев Божий, грех ради наших, разразится над нами? О, к Нему, единому премилосердому и всеблагому Богу нашему, припадем с умиленною молитвою: «отжени от нас вся снедающая плод наш земный, и всякое наказание праведно наводимое на нас, грех ради наших».

Не забудем, братия мои, что земля, в недра которой мы теперь с благословения Божия заключаем наши семена, проклята была из-за нас, из-за наших грехов. Правосудный Бог еще согрешившему нашему прародителю изрек: «проклята земля за тебя, терния и волжцы произрастит она тебе» (Быт 3:17-18). И хотя это проклятие снято с нее чрез благословение господа Иисуса Христа, в котором Отец небесный благословил нас всяким благословением небесным и земным; но чрез наши грехи мы можем опять привлечь, да и действительно привлекаем на нее гнев Божий; и она нам не дает плода своего.

А много таких грехов за нами есть, братия мои, — грехов и общественных, и частных. Вот, например пьянство; оно усиливается у нас, не то, что с каждым годом, но чуть не с каждым днем; иной не только пропивает деньги, но тащит со двора все, что попало; осенью например, — полмерки ржицы, мерку овсеца. Как посылать Господу милость свою и благословение свое на поля наши, когда плоды семян наших служат для нас средством к развитию пьянства? Или вот еще грех – срамословие; оно так овладело нами, что многие и дома, и на улице, чуть не к каждому слову прибавляют срамное слово, — и при детях своих, и при родителях, и при девицах, и при женах, даже за столом, когда вкушают хлеб насущный. Опять, как Господу посылать милость свою и благословение свое на поля наши и на нас грешных? Или вот еще грех – неуважение воскресных дней. В воскресные дни нас сокрушают рынки. Накладем телегу хлебца, Богом нам данного, и тащимся в город, чтоб там продать его. И стоим на рынке все утро воскресного дня, а иногда и целый день. А вокруг суета, обман, божба, срамословие; и мы тоже самое делаем. А во храме Божием в это время идет святая служба: там может быть в эти минуты поют: иже херувимы тайнообразующе, или: свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея; там приносится бескровная жертва за тебя; а ты и не заглянешь в храм Божий. Это в городе, а дома свой храм – пустехонек; хоть шаром покати.

— Вы скажете: не от нас зависит торговать иль не торговать в воскресенье; в городе торгуют, и мы едем.

— Как: «не от нас?». Ты не приехал, и город не станет покупать у тебя и тебе продавать. Да разве один день торговый в неделе? Ведь кроме воскресенья есть еще и другие дни торговые: вторник, четверг, суббота. Ты попробуй, Христа ради, свести в город свой хлебец в эти торговые дни, а воскресенье проведи, как заповедует Господь, в благоговении и страхе Божием, отдохни от своих нелегких трудов; — и увидишь милость Божию над собою и над полем твоим, и над хлебцем твоим. А то как посылать Господу милость свою и благословение свое на поля твои и на тебя? Или вот еще грех – неуместная жадность и скупость наша: придет например священник с церковным старостой, — осенью, когда Бог наградит тебя хлебцем, — попросит тебя пожертвовать на украшение храма Божиего или на училище, полмерки или мерку ржицы, или овсеца, вот ты и начнешь ежиться и скупиться; а если и жертвуешь, то как можно поменьше, да чего-нибудь похуже. Как же Господу посылать тебе милость и благословение свое!?

Кроме этих грехов, которыми все мы заражены, есть еще некоторые особенные грехи, которые служат причиной, почему Господь не дает иногда нам благословения на поля наши. Есть например некоторые из вас такие, которые не хотят поить и кормить отца с матерью на старости их, тещу свою или сироту – родственницу. И плачутся эти горемыки на сына или на зятя своего и своими слезами собирают на главу их гнев Божий. Как же Господу давать благословение Свое и умножать семена у таких жестокосердых людей?

Есть такие семьи, где брат родной от брата старается утаить или украсть из хлеба, захватить на поле или в закроме – брат хоть по миру поди; у брата дети маленькие, семья многолюдная; ему нужно помочь, его нужно поддержать; и кому же поддержать, как не родному брату? А у вас не так; брат-то родной и старается больше всех обидеть, обобрать, утопить его. Посудите сами: за что миловать Господу такого злого брата и посылать благословение на его полосу?!

Да, други мои, за святое дело мы принимаемся, и должны совершать его свято и сами быть святы, должны отстать от грехов наших. С благословением Божиим начинаем, и будем молить Господа, чтобы это благословение не отступало от нас и от полей наших, грех ради наших. Дай Бог, чтобы пришлось нам порадоваться на засеваемые ныне поля наши и в веселии сердца вкусить от плодов их.

Тверские епархиальные ведомости, 1 сентября 1878 г., № 17

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.