09.12.2022 | Церковь и мир

«Не разбрасывайте имущество, ласку и совет»: принципы воспитания Павла Флоренского

8 декабря исполняется 85 лет со дня трагической гибели в пучине сталинского террора выдающегося ученого, философа и священнослужителя отца Павла Флоренского.
Он вырос в совершенно не религиозной, но культурной, открытой и любящей семье и начал свой путь в Православии как «духовный самоучка». Для своих пятерых детей он хотел другого – и действительно смог передать им не только отеческую любовь, но и веру, хотя многие годы их отношения строились лишь на переписке из заключения.

У Флоренского, в отличие от многих, не было опыта оставления в юности детской веры: в семье Павла никто от веры не ограждал, но и принципиально не наставлял в ней, оставляя за ребенком право выбора. Православие стало его сознательным выбором в юности. С собственными пятью детьми Флоренский решил действовать иначе.

Родительская семья для отца Павла Флоренского была «райским островом». Но религии в ней места не было

Для родителей будущего священника Павла Флоренского нравственные ценности не носили сугубо религиозной окраски. Метафизику заменяли культура, искусство, взаимная любовь и понятия о порядочности: «Родители мои хотели восстановить в семье рай и в особенности детей своих держать в этом первозданном саде… Не только они хотели, но и я был способен по-райски воспринимать мир. Но в этом рае не было религии, по крайней мере, не было исторической религии.

Она отсутствовала тут не по оплошности, а силою сознательно поставленной стены, ограждавшей упомянутый рай от человеческого общества… В нашей семье суть религиозного воспитания заключалась в сознательном отстранении каких бы то ни было, положительных или отрицательных, религиозных воздействий извне, в том числе и от самих родителей».

Отец, которого маленький Павел очень любил, считал религию чем-то утилитарным, необходимым для нравственного здоровья общества и культуры: «Верят – и пусть верят. Но это – прочие люди. А мы должны понести в жизни человечность в ее непосредственном виде, без символов и подобий; мы не должны нуждаться в искусственных поддержках. Детское сознание должно быть выросшим вне гнета на него каких бы то ни было представлений религии, чтобы иметь возможность, когда окрепнет, свободно определить себя так или иначе и свободно, без предвзятых внушений в детстве, без известных привычек мысли и чувства, не стесняемое образами фантазии, не увлекаемое навязанными симпатиями и антипатиями, свободно избрать себе религию, какую сочтет истинной».

И сегодня немало людей видит в Церкви не мистическую Христову Невесту и не сообщество верных, а земной инструмент создания смыслов и поддержания нравственности. Но есть нюанс. Интеллигентный Александр Иванович Флоренский при этом еще и признавал право на свободу детей, а не навязывал им то, во что сам не верил и во что, по его мнению, надо было бы верить.

Быть самоучкой в духовной жизни – каково это?

Священник Павел Флоренский с семьей (жена Анна с сыном Микой, Вася, Кира и Ольга), г. Сергиев Посад, 1928 г. Фото: ИТАР-ТАСС. Фото справа: https://img.libnvkz.ru/

Павла Флоренского можно сравнить со святыми IV века, которые росли в нехристианских или полухристианских семьях, такими как блаженный Августин или святитель Григорий Богослов. В их судьбах особенно чувствуется «не вы избрали Меня, а Я избрал вас, чтобы вы приносили плоды вечные. Я хочу, чтобы плод ваш был долговечный» (Ин 15:16).

«Мои позднейшие религиозно-философские убеждения вышли не из философских книг, которых я, за редкими исключениями, читал всегда мало и притом весьма неохотно, а из детских наблюдений и, может быть, более всего – из характера привычного мне пейзажа», – пишет о. Павел Флоренский.

«Во мне, – продолжает он, – был задержанный аффект религиозного чувства: я был отрезан от религии столь надежно, что силою внутреннего влечения сам надстраивал воздвигнутую между мною и религией стену. Чем большей была религиозная потребность, тем далее я, поставленный на известный путь, добровольно и стремительно бежал от возможности удовлетворения. И хотя родители не сделали здесь никакого явного насилия, но они повернули мое духовное развитие так, что много сил было затрачено мною на построение тюрьмы для себя самого, а затем – на разрушение этих стен».

Со временем он нашел в этом положительную сторону: «Полная ответственность решительно за все, что было и есть, за состояния самые пассивные, и столь же решительная невозможность отговориться внешними воздействиями и внушениями, наследственностью, воспитанием, слабостями. Тогда ясно: нет ничего, что «сделалось», «произошло», «случилось», нет никаких просто фактов, а есть лишь поступки, и знаешь: совершил их я. Я – и точка; далее не может быть и речи ни о ком и ни о чем. Не иначе – и в отношении всего того, что было даже в раннейшем детстве».

Лишь во времени учебы в Московской Духовной академии у Павла Флоренского появляются опытные наставники.

Его духовником до своей смерти был епископ Антоний (Флоренсов), образованный иерарх и подвижник с большим даром рассуждения, к которому ходила интеллигентная ищущая молодежь – сын профессора Бугаева Сергей (будущий поэт Андрей Белый), философ Владимир Эрн, Александр Блок. Кстати, епископ Антоний категорически не благословил Павла Флоренского на монашество.

Второй наставник – иеромонах Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры Исидор (Козин), который, по воспоминаниям: «Был в мире – и не от мира; был с людьми – и не как человек. Он не брезгал никем и ничем, но сам – был выше всего, и все земное никло и жалко повисало пред его тихою улыбкой».

Так что после самостоятельных исканий Флоренский получил глубокую духовную «шлифовку».

Что говорил и писал отец Павел о вере собственным детям?

«Воздавайте каждому должное почтение, не заискивайте, не унижайтесь, но и не судите дел, которые вам не вручены Богом». Фото:  https://valaam.ru

Еще в 35 лет, в апреле 1917 года Флоренский начал писать завещание детям и много раз его дополнял. В этом завещании сжато описывается то, каким отец Павел видел духовное развитие и какие качества он считал наиболее важными.

Он просил детей «непрестанно ходить перед Богом» и чаще приобщаться Святых Христовых Таин, писал о неприятии «душевного мещанства», под которым понимал сплетни, злобу и зависть и – шире – пошлость и фальшь; говорил о том, как важны доброжелательность, уважение человеческого достоинства, человеческой свободы. По воспоминаниям, он говорил молодым людям, которые настаивали на своем: «Делайте, как считаете нужным, но это не так».

Он призывал быть щедрыми и милосердными: «Не надо раздавать, разбрасывать имущество, ласку, совет… старайтесь чутко прислушиваться и уметь вовремя прийти с действительной помощью к тем, кого вам Бог пошлет как нуждающихся в помощи», не завидовать и не быть небрежными даже в мыслях: «Мысль – Божий дар и требует ухода за собой. Быть отчетливым и отчетным в своей мысли – это залог духовной свободы и радости мысли».

Можем ли повторить опыт отца Павла Флоренского сейчас?

Фотография из следственного дела и справка о приведении в исполнение смертного приговора тройки НКВД в отношении православного священника, ученого, философа Павла Александровича Флоренского. Точное место съемки не установлено. Фото: ТАСС, 8 декабря 1937 года

Вроде бы простые правила и простое настроение дома. Что из этого можно взять сто с лишним лет спустя и не впасть в бесплодную, химерическую попытку косплея жизни русской интеллигенции и/или духовенства?

Те принципы, которые перечислялись выше, – очевидны. После первого прочтения кажется, что они «за все хорошее против всего плохого». Но… может быть, этого-то и не хватает. Естественность, невымученность очень важна, она создает в семье здоровый климат. На этих простых принципах можно растить собственные отношения в семье, в деталях своеобычные, непохожие на те, которые были у отца Павла, с поправкой на сто лет разницы.

Уважение к чужой свободе, уважение к иному, ненавязчивость – это ключевой момент. И пример отца Павла показывает, что при этом можно быть вполне «до последней свечечки» церковным человеком.

В ноябре в «Российской газете» выходила статья «Молодежь не верит. Так ли это?», посвященная результатам опроса ВЦИОМа об отношении россиян к религиозным практикам. Там говорится: «Многие, даже несмотря на то, что их семьи являются религиозными, приходили к вере не в раннем детстве, а в сознательном возрасте, примерно в конце подросткового периода. Похоже, что для современной религиозной молодежи вера является осознанным этапом их жизни, к которому они пришли самостоятельно, без давления извне». Самостоятельный опыт, без давления извне важен для человека информационного общества, окруженного потоками знаний и новостей.

Как часто сегодня люди ждут программы, чек-листа, алгоритма, применив который можно гарантировано получить результат в воспитании. Прокачать навыки, наполнить смыслами, освоить компетенции. Математик Флоренский как никто противостоит такому подходу и за естественность и возрастание. Ведь «Любовь возможна к лицу, а вожделение – к вещи» и «Механическое объяснение – дешевое объяснение», как он писал.

Сергей МЕЛЬНИКОВ,
редактор Мария ХОРЬКОВА,
Милосердие.RU

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.