Сегодня мобилизация – главная тема, с которой люди идут к священникам. Каждый день в храмы обращаются те, кто получил повестку или еще ее ждет, и их родственники. При этом даже в одной семье могут быть очень разные взгляды и разное отношение к мобилизации, к происходящим событиям
Мы поговорили с настоятелем храма святого преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве, священником Александром Волковым и настоятелем храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогирееве, протоиереем Алексеем Батаноговым о том, как Церковь и приход могут поддержать мобилизованных и их близких.
«Прежде всего, люди сейчас просят молитв, это естественно и правильно, – говорит священник Алексей Батаногов. – Многие пришли на исповедь, даже те, кто давно или никогда не был. У людей теперь нет уверенности в завтрашнем дне, зато есть тревога за своих близких. Стараюсь поддержать, чтобы не было страха, доводящего до отчаяния, потому что такой страх парализует волю и не дает действовать. Также стараюсь укрепить приходящего в вере, чтобы он положился на Бога, предлагаю поисповедоваться и причаститься Святых Тайн Христовых».
«Сейчас мы должны к любому человеку относиться бережнее и с пониманием, – уверен отец Алексей. – Независимо от его позиции. Если пришел человек, который впал в малодушие, в какой-то страх или в негодование, это не значит, что его надо оттолкнуть. Наоборот, его тоже надо успокоить, выслушать и поддержать.
Священник, как и любой православный человек, должен понимать, что цель – это мир, любовь и вера, а не разделения на правых и неправых».
В отношении призванных на военную службу обязательно помолиться, побеседовать, благословить, сказать, что это очень важное и нужное дело, чтобы не было ощущения, что это ошибка. «Очень важно, чтобы человек понимал, ради чего он уходит в армию, потому что если нет понимания, то просто невозможно служить, невозможно выполнить свой долг», – подчеркивает священник.
«Пастырь призван не столько находить какие-то умные слова, сколько разделить с человеком его боль и переживание, пытаться войти в его страх и состояние души, – подчеркивает священник Александр Волков. – Это состояние сейчас может быть полярным – и возвышенно-позитивным, наполненным патриотическим чувством, и паническим, полным страха за дорогого родного человека.
Я отмечаю огромное негативное влияние на умы и сердца людей неконтролируемого информационного потока – возникает сумбур, смятение, паника. Нужно с человеком поговорить, разобраться в его страхах, опасениях, и он сам зачастую после такого разговора признает, что в какой-то части они необоснованны или не подтверждены. А бывает, что страхи обоснованны, об этом говорить тоже нужно обязательно.
По моим наблюдениям, постоянные прихожане, регулярно приступающие к таинствам, независимо от личных оценок происходящего внутренне более собранны, трезвы. Среди них гораздо меньше паники, которая охватываете человека, лишенного веры».
Рядом с храмом преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве расположен военкомат, где проходят сборы большого числа мобилизованных. Клирики храма преподобного Сергия Радонежского ежедневно утром и вечером служат там молебны.
«Бывают трогательные ситуации, – делится отец Александр, – когда священник говорит какое-то слово в военкомате перед ребятами, потом совершает молебен, начинает кропить водой, и кто-то из 15–20 человек говорит: пожалуйста, меня кропить не надо, крестик брать не хочет. Идешь дальше по строю, снимаешь епитрахиль, убираешь ее в чемоданчик, и вдруг этот человек, который отказывался, подходит тихонечко: “Простите, можно мне тоже молитвослов и иконочку?“»
У большинства ребят, которые приходят по мобилизации, настроение ровное, отмечает отец Александр. Часто подходят и родственники с вопросами о том, как и кому молиться за близких. Именно поэтому важно, чтобы священники могли говорить с людьми в том числе у военкомата, там, где это сейчас особенно необходимо.
Также священники сергиевского храма собирают в военкомате имена крещеных мужчин, которые уходят по мобилизации и согласны на церковное поминовение, – таковых абсолютное большинство. Ежедневно эти списки обновляются, поступают на Литургию и в рассылку всем прихожанам.
«Мы поставили прихожанам условие обязательно поминать их в своей утренней и вечерней молитве», – говорит настоятель. Также всем прихожанам был разослан текст «Молитвы о Святой Руси», которая по благословению Патриарха сейчас читается во всех храмах.
В ближайшее время в храме планируют начать служить дополнительные молебны о военнослужащих, потому что многие просят о том, чтобы вместе молиться друг за друга и обо всем, что сейчас происходит.
«Я думаю, в первую очередь усилия любой церковной общины должны быть направлены ее непосредственным членам, – говорит священник Александр Волков. – Например, один из сотрудников нашего храма буквально на днях получил повестку. Мы всем приходом провожали и напутствовали его, и семью продолжим поддерживать – у него осталась супруга с двумя детьми. Я вижу ситуацию так, что в Москве пока нет необходимости в глобальной материальной помощи мобилизованным, а в регионах может быть иначе. И там общины, приходы могут быть центрами сбора помощи для мобилизованных».
«У нас в храме собираются вещи, как для беженцев, так и для тех, кто мобилизуется. Это белье, носки, теплая одежда, шапки, медикаменты, деньги для приобретения дорогого обмундирования, которое непосильно приобрести мобилизованному, – рассказывает отец Алексей Батаногов. – Через канал «Спас» мы отправляли иконочки, крестики, духовную литературу, молитвословы, Евангелия.
Мне приходилось общаться с добровольцами, которые развозили гуманитарную помощь на Донбасс, и они говорят, что солдаты с огромной радостью принимают крестики, литературу, иконочки – на войне нет неверующих».
«Сейчас всем нам нужна духовная мобилизация (об этом и Святейший Патриарх сказал), – размышляет протоиерей Алексей Батаногов. – Ведь происходящее попущено нам по грехам нашим, и, конечно, нужно приносить покаяние, осознавать, и исправлять свою жизнь. Мы – даже православные христиане – очень привыкли к беспечности, привыкли жить расслабленной жизнью, в том числе духовно расслабленной, и это надо менять. То, что сейчас происходит, как раз должно послужить покаянию, молитве и добрым делам.
Любые потрясения – это урок смирения, урок веры. Говорят же в народе – пока гром не грянет, народ не перекрестится. Это тот самый случай, когда пора уже не только внешне перекреститься, но и внутренне принести покаяние».
«В любое время мы можем дать друг другу самое необходимое – любовь, как бы банально это ни звучало, – уверен отец Александр Волков. – Просто в этой ситуации она должна проявляться конкретными делами. Наши руки – это руки, через которые Господь действует в нашем мире.
Еще в нынешней ситуации, на октябрь 2022 года, необходим внутренний мир. Враг рода человеческого пытаетесь всеми силами посеять вражду, ненависть, основанную на страхе и непринятии друг друга.
И поэтому очень важно культивировать внутренний дух мира. Сейчас мы призваны быть миротворцами в евангельском смысле: творить и устраивать мир вокруг нас, в наших семьях, в коллективах, не быть катализаторами вражды и раздора».
Источник: https://www.miloserdie.ru/article/chem-prihod-mozhet-pomoch-mobilizovannomu-i-ego-seme/