16.11.2023 | Приветствия

Митрополит Амвросий. Женщины, решившие рожать вопреки всему, должны быть новыми героями

Уважаемые участники круглого стола, дорогие братья и сестры. Во-первых, хочу поблагодарить всех причастных к разработке и принятию законопроекта «О запрещении склонения к искусственному прерыванию беременности на территории Тверской области». Это была большая совместная работа, приведшая к действительно важному результату. Это первый и очень важный шаг к решению критической беды русского народа. Это важный прежде всего нравственный маркер, в котором нуждаются люди. 

Но, конечно, любое хорошее дело не включает в себя только положительные моменты. Законопроект повлек за собой общественную дискуссию, и нужно сказать, что нам еще предстоит правильно объяснить обществу, в чем заключается суть данной инициативы, понятой не совсем верно. Благородная цель — поддержка материнства и новой жизни — порой встречает недопонимание. 

Печально то, что столь высокая и хорошая инициатива вызывает у какой-то части людей непонимание. Отчасти это связано с неправильной подачей темы и неэффективной коммуникацией со стороны как светских, так и церковных спикеров. Так, кажется ошибочным подавать данную инициативу, мотивируя ее словами о «демографии», об «увеличении количества рабочих рук», «усилении государства». Вопрос появления нового человека на свет — вопрос тонкий, святой, он касается каждой личности в отдельности, это своего рода таинство, данное Богом человеку, и, на мой взгляд, ни в коем случае нельзя говорить о том, что цель всего этого — достижение некоего общественного «эффекта».

Замечательно, что получается создавать законы об ограничении пропаганды абортов. Но действительно серьезных результатов мы добъемся, когда мы обеспечим таких молодых мам уверенностью в будущем, уверенностью в безопасности жизни ребенка, уверенностью в том, что мы, как Церковь, не оставим ее один на один с проблемами, которые неизбежно встанут на пути сразу после родов и будут сопровождать в течение как минимум восемнадцати лет после.

Хорошо бы нам продумывать наперед и возможности в том числе общественного влияния на законодательное творчество в этом направлении. А сейчас — хотя бы начать говорить о такой поддержке мам, отказавшихся от абортов.

Ситуация начинается сильно заранее, и здесь невозможно обойти еще одну тему, которая тоже будоражит сознание общества, как так называемую консервативную, так и либеральную часть, — это тема взаимоотношений полов, правильных взаимоотношений, которые ведут не к трагедиям, а — идеально — к уважительному и счастливому браку. Брачным и добрачным отношениям нужно учить, здесь губительно любое ханжество. Отворачиваясь от разговоров на эту тему, мы совершаем ошибку — по незнанию простых вещей девушки легко и просто попадают в ситуацию, откуда детоубийство будет выглядеть выходом. Решим вопрос со знанием, как выстраивать безопасно и уважительно отношения между мужчинами и женщинами, — сделаем шаг в нужном направлении.

Беременность как в браке, так и вне его, если такое случилось, — очень важное событие, к которому в идеале должны быть готовы как женщина, так и мужчина. Не может быть такого, чтобы кто-то просто оказался не готов и выбирал такой путь. Если не готов — есть те, кто расскажет, как подготовиться. Главное — создать реальный информационный и поддерживающий институт, который бы помогал на всех этапах готовиться психологически, финансово, юридически в дополнение к медицинскому ведению.

Мы приветствуем законы, ограничивающие пропаганду абортов, но текущий законопроект лишь часть пути, и нужно об этом помнить. Настоящее изменение произойдет не тогда, когда девушкам и женщинам перестанут предлагать сделать выбор: рожать или не рожать, но тогда, когда мы сможем обеспечить молодых матерей уверенностью в будущем их детей, уверенностью в их личной безопасности и поддержке со стороны общества и Церкви. 

Если женщина оказывается не готова растить, надо ей обеспечить возможность отдать ребенка на усыновление. Живой сирота лучше аборта в любом случае. Тут не может быть двух мнений.

Если женщина боится рожать физически — ей нужно рассказывать о вариантах, которые дает медицина сегодня по избежанию боли.

Если беременную женщину не принимают родственники — ей надо дать возможность найти жилье и заботу вне дома, оградить от тех, кто ее не принимает. Она попадает под охрану Российской Федерации сразу, с момента отказа родственников от того, чтобы ее содержали. Это критически важно, так же важно, как охранять границы страны, как защищать от тлетворного влияния извне, как сохранять безопасность. Всё, эта женщина теперь рожает сама под защитой.

Беременность, роды, воспитание в яслях или детских садах с возможностью работать физически или удаленно — это также ключевая точка. Здесь необходимо устроить возможность обучения для беременных или родивших, например по новой IT-специальности. Одинокие мамы — очень ответственные сотрудники.

Женщины, решившие рожать вопреки всему, должны быть новыми героями, но не только в медийном поле. Необходимо обеспечить таких женщин защитой государства, налоговыми льготами, помощью с жильем и работой, показать им, что государство не запрещает им жить, но помогает. Что оно не лезет к ним в личную жизнь, но хочет помочь вырастить ребенка. 

Замечательно, если бы государство гарантировало многодетной маме существенную прибавку к пенсии за каждого ребенка. 

Важно помнить и говорить о том, что Церковь видит в каждом зачатом ребенке уникальное создание Божие, имеющее право на жизнь с самого начала. Церковь учит, что человек становится живым и одушевленным с самого момента зачатия, а потому убийство ребенка в утробе — такое же убийство человека, как и вне ее. Именно в таком ключе, а не в терминах социологии, демографии, или «новых рабочих рук для страны» мы должны говорить о важности жизни каждого ребенка. 

Необходимо подчеркнуть, что христианский подход не должен восприниматься как принуждение или осуждение женщин, но как стремление к пониманию, сочувствию и поддержке в их решениях. Сейчас это подается в том числе либеральными СМИ как запрет абортов в России, однако в действительности ведь не является таковым. Коммуникативно такие СМИ как будто бы навязывают чувство ущемленности и ограничение свобод, хотя и текущий закон, и прочие инициативы по данному направлению не несут в себе таких коннотаций. Нужно подчеркивать это в публичных коммуникациях и указывать на ложность утверждений отдельных СМИ и лидеров мнений, очень активно модерируемых из-за рубежа. 

Уважение к женщине и ее выбору — это основополагающий принцип нашего подхода. Христианский путь — это не принуждение, а понимание, сочувствие и поддержка. Необходимо четко разъяснять эту позицию, чтобы противостоять неверным толкованиям, которые иногда распространяются в СМИ. В этом смысле, конечно, Церковь должна активно включаться в образовательный процесс, говорить о ценности жизни, о психологических и эмоциональных аспектах материнства, стремясь к просвещению общества. 

Но во всём этом становится первостепенно важным создавать социальные и экономические условия, способствующие решению женщины родить ребенка, включая доступ к медицинской помощи и социальным услугам. 

В любом случае у человека свобода принятия решения не может быть отнята. Человек принимает решения свободно и несет за них ответственность. Церковь не все решения поддерживает, от многих еще старается уберечь, но не запретами, а объяснениями и показом другого пути. Мы свято верим, что аборт — это плохое, ужасное решение, от которого надо людей удерживать. Причем не только женщин, но и мужчин, которые склоняют женщин по своей слабости к абортам. Они ведут себя не как отцы, не как ответственные люди, а как испугавшиеся и нашкодившие подростки.

Обсуждение проблемы абортов должно начинаться с понимания, что здесь нет места насилию или принуждению. Главная задача — избежать трагедии потери нерожденного ребенка и осознания греха, который с этим связан. Мы должны помочь женщине найти альтернативные пути и выходы из трудной ситуации.

Отцы, не состоявшиеся и не состоятельные, тоже большая проблема, которой государство озаботилось уже. Не можешь стать отцом — отойди в сторону, не мешай матери стать матерью. Она не дурочка и не безответственная, она героиня: понимая, что ей предстоит и что с ней нет рядом никакого надежного мужчины, всё равно будет рожать и станет матерью. Она героиня. Государство должно сделать из таких женщин ролевую модель. Сильных и уважаемых. А из мужчин, которые хотят убить своих детей, чтобы их не кормить и не одевать и не растить, — тоже модель. Презираемых слабаков бесчеловечных. Детоубийц.

Подход к проблеме абортов должен быть комплексным, включая образование о правильных взаимоотношениях между полами, информационную поддержку беременных и молодых родителей, а также создание условий для устройства на работу и профессионального развития молодых матерей.

В заключение хочу подчеркнуть, что наша цель не спор и конфликт, а поиск решений и поддержка тех, кто в ней нуждается. Церковь не осуждает, но предлагает помощь и понимание, направляя как женщин, так и мужчин на путь ответственности и уважения к жизни. Мы верим, что каждая жизнь — это дар Божий, который заслуживает нашего внимания и заботы.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.