28.09.2023 | Образование

Михаил Витальевич Шкаровский. Петербургский и Кашинский новомученик протоиерей Серафим Архангелов

Одним из замечательных людей, духовно связывающих Санкт-Петербург и Кашин, помимо священномученика епископа Григория (Лебедева), был также пострадавший за веру Христову известный церковный историк протоиерей Серафим Александрович Архангелов. Он родился 29 января/10 февраля 1868 г. в селе Никольское-Кобылино (ныне — Архангельское) Арзамасского уезда Нижегородской губернии. Несколько поколений предков Серафима Александровича (как минимум четыре) как по отцовской, так и по материнской линиям были сельскими священниками. Его отец иерей Александр Николаевич Архангелов служил настоятелем церкви в селе Никольское-Кобылино, мать Александра Андреевна Архангелова (урожденная Румянцева) была дочерью соседнего священника. 

Будущий пастырь в 1882 г. окончил Арзамасское духовное училище, потом в 1888 г. — Нижегородскую духовную семинарию, а в 1892 г. — Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. После окончания Академии он с 25 октября 1892 г. по 3 июня 1893 г. работал учителем в церковно-приходской школе при Воскресенской церкви г. Нижнего Новгорода и одновременно был преподавателем географии, а затем русского языка в Нижегородском епархиальном женском училище, а с 3 июня 1893 г. по 20 февраля 1898 г. в течение пяти лет преподавал русский и церковнославянский языки в старших классах уездного Кашинского духовного училища в Тверской губернии. При этом 3 июня 1893 г. он получил звание коллежского асессора.

В эти годы началась его литературная деятельность. Серафим Александрович много публиковался в различных церковных журналах под псевдонимами: А-в, С.; В-в, С. А.; Ар-лов, Сер.; Арх-ов, С. и С. А. Впервые под своим собственным именем Архангелов издал книгу в 1897 г. Это был труд «Тайны загробной жизни при свете православно-христианского учения», который вышел в петербургском издательстве П.П. Сойкина. Затем последовали другие книги. Сфера литературных интересов Серафима Александровича в тот период была многообразной: история церковных учреждений в России («Описание Кашинского Николаевского Клобукова монастыря. Тверь, 1899»), изучение миссионерской деятельности Церкви («Наши заграничные миссии: Очерк о русских духовных миссиях. СПб., 1899»), исследование проблем сектантства («Среди раскольников и сектантов Поволжья: Историко-бытовые очерки раскола и сектантства в Нижегородском крае. СПб., 1899») и т.д.

В кашинский период жизни С.А. Архангелов вступил в брак — в 1898 г. он венчался с дочерью московского священника Петра Алексеевича Смирнова Верой (1873–1935). Через три года, 10 декабря 1900 г., в семье родилась первая дочь — Елизавета, спустя год, 5 мая 1902 г., вторая — Надежда, а 14 октября 1907 г. третья — Софья. Первый сын — Серафим появился на свет 9 августа 1903 г., но 3 июня 1904 г. скоропостижно скончался. Второй сын — Пётр родился 29 января 1909 г. Кроме младенца Серафима, все дети пастыря прожили долгую жизнь.

С 20 февраля 1898 г. С.А. Архангелов работал законоучителем реального училища в городе Ревеле (ныне — Таллин). 30 августа 1898 г. Серафим Александрович был рукоположен епископом Рижским и Митавским в сан священника и 11 сентября того же года направлен законоучителем в Ревельскую мужскую гимназию императора Николая I, где прослужил пять лет. Одновременно он с 29 сентября 1900 г. по октябрь 1901 г. был настоятелем Владимирской всех учебных заведений в г. Ревеле церкви. Одним из самых значимых достижений пастыря в те годы можно считать создание первой в Прибалтийском крае Ревельской мужской воскресной православной школы, открытие которой состоялось 18 февраля 1900 г., отец Серафим был не только ее учредителем, но и первым заведующим. Он также бесплатно преподавал в начальных школах, участвовал в народных чтениях. В Ревеле священник продолжил занятия литературой, в частности издательство П.П. Сойкина выпустило в свет его новое произведение — «Старец Серафим и Саровская пустынь. СПб., 1903».

С 5 октября 1903 г. отец Серафим Архангелов работал законоучителем Перновских мужской и женской гимназий (ныне — г. Пярну). Вскоре, 18 октября, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию поступило прошение Санкт-Петербургской уездной земской управы с просьбой назначить отца Серафима на освободившейся пост настоятеля церкви Всех Святых при столичном Ушаковском земском училище. Днем раньше аналогичное прошение митрополиту написал сам священник. 6 ноября председатель Санкт-Петербургской уездной земской управы Е. Яковлев сообщил владыке Антонию о том, что письменное прошение о назначении иерея Серафима Архангелова поступило от ректора столичной Духовной академии епископа Ямбургского Сергия (Страгородского) и личная рекомендация от архимандрита Мефодия. 15 ноября и попечитель Рижского учебного округа написал митрополиту о том, что не встречает препятствий к определению отца Серафима в Санкт-Петербург.

20 ноября 1903 г. иерей был назначен настоятелем церкви Всех Святых при Ушаковском земском училище. С этого времени отец Серафим также почти четыре года преподавал в данном училище Закон Божий. В 1904 г. священник опубликовал брошюру, посвященную памяти А.М. Зверева («Александр Михайлович Зверев: Некролог. СПб., 1904»). 27 июля 1907 г. отца Серафима перевели служить в Воскресенский всех учебных заведений Смольный собор. 25 октября 1908 г. он был утвержден заместителем законоучителя в начальных городских училищах, в 1910 г. являлся казначеем Санкт-Петербургского епархиального комитета Православного миссионерского общества. 

В этот период отец Серафим учился в Императорском археологическом институте Санкт-Петербурга, который успешно окончил в 1909 г. (в этом институте специализировались не только на археологии, но и на архивном деле). Продолжая научные труды, он много занимался историей Прибалтийского края, Тверской и Нижегородской губерний. Особенно большую роль пастырь сыграл во втором прославлении святой благоверной княгини Анны Кашинской. Служа после окончания Казанской духовной академии в Кашине, он собрал много исторического материала, рассказывающего о жизни княгини, ее роли в истории Руси и о русской святости. Анне Кашинской он посвятил несколько своих работ, в том числе «К церковному прославлению благоверной княгини Анны Кашинской. СПб., 1908» и «Святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская: К дню 12 июня 1909 г. — восстановления ее прославления. СПб., 1909», опубликованных и до состоявшейся в 1909 г. повторной канонизации святой, и после этого события. 

25–28 апреля 1909 г. была разрешена к употреблению составленная пастырем «Служба на перенесение честных мощей святой преподобной благоверной великой княгини инокини Анны, Кашинской чудотворицы». В настоящее время в Кашинском краеведческом музее как один из ценных экспонатов хранится фотография отца Серафима с его дарственной надписью: «Многоуважаемому господину Иоасафу Яковлевичу Кункину от священника Смольного собора в Петербурге Серафима Архангелова». 

26 октября 1912 г. отец Серафим, уже возведенный в 1909 г. за свои труды в сан протоиерея, был назначен настоятелем столичной Спасо-Бочаринской (Спаса Происхождения Честных Древ Господних) церкви и с 15 декабря 1912 г. также являлся следователем VII столичного округа. В 1913 г. он опубликовал брошюру, посвященную памяти протоиерея Николая Розанова («Наше пастырство. Памяти протоиерея Н.И. Розанова. СПб., 1913»). С 27 января 1915 г. протоиерей Серафим Архангелов служил третьим священником на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга, а 11 ноября 1916 г. был назначен настоятелем церкви Сошествия Святого Духа на Большеохтинском проспекте, д. 3, и занимал этот пост около семи лет — до 10 декабря 1923 г. С 14 июля 1916 г. он также трудился сверхштатным членом I экспедиции Петроградской духовной консистории и 5 июля 1917 г. был утвержден в этой должности, а 25 июня 1917 г. одновременно утвержден помощником благочинного X столичного округа.

Отец Серафим имел много церковных и государственных наград. 28 ноября 1898 г. он был пожалован правом ношения набедренника, 8 мая 1900 г. — правом ношения скуфьи, медалью в память царствования императора Александра III, 6 мая 1903 г. — камилавкой, в 1906 г. — правом ношения наперсного креста, от Святейшего Синода выдаваемого, в 1913 г. — орденом святой Анны III степени, в 1915 г. — орденом святой Анны II степени, а 24 мая 1916 г. награжден орденом святого князя Владимира IV степени «за отлично-усердную службу и труды, понесенные по обстоятельствам военного времени».

По воспоминаниям современников, чем бы ни занимался отец Серафим — служением Богу, историческими изысканиями или педагогической деятельностью, — ко всему он относился с тщанием и скрупулезностью, всегда доводя до конца свое дело. За эти качества он снискал значительный авторитет в среде духовенства и мирян. Многие прихожане отца Серафима также отмечали его доброту, стремление помочь найти душевное спокойствие в храме. Особенно ярко это проявлялось в годы революционного лихолетья, когда только в церкви люди могли хотя бы на время отрешиться от невзгод, выпавших на их долю.

В первые послереволюционные годы, до 10 декабря 1923 г., протоиерей Серафим Архангелов служил настоятелем Свято-Духовской Большеохтинской церкви. В это время пастырь принимал участие в деятельности Петроградского богословского института, функционировавшего в 1920 — мае 1923 гг., до прекращения его работы в связи с угрозой захвата раскольниками-обновленцами. В 1922–1923 гг. Свято-Духовская церковь принадлежала к Петроградской автокефалии, и ее община активно боролась с обновленцами.

С декабря 1923 г. отец Серафим служил в церкви Воскресения Христова у Варшавского вокзала, затем в церкви святого Мирония на набережной Обводного канала до ее закрытия в марте 1930 г. и после этого в Казанской церкви вблизи Нарвских ворот (при подворье Успенского Староладожского монастыря).

К 1932 г. пастырь перешел служить на Смоленское кладбище. Хотя все его храмы были захвачены обновленцами, но имелся постоянный штат священников Московского Патриархата, которые с официального разрешения советских властей до середины 1930-х гг. служили молебны и совершали требы на могилах кладбища. Согласно архивным документам это делал и протоиерей Серафим Архангелов.

В начале 1930-х гг. волна репрессий коснулась семьи отца Серафима. Был арестован и сослан его сын Пётр Архангелов (1909–1975), выживший в ссылке и позднее преподававший физику в школе, побывала в заключении одна из дочерей протоиерея. Преследованиям подвергались и другие родственники.

В Николо-Богоявленском соборе отец Серафим первый раз служил 18–19 декабря 1932 г. В последующие годы частота богослужений возрастала — 21–22 мая, 18–19 декабря 1933 г., в январе, 5–7 апреля, 21–22 мая, 18–19 декабря 1934 г. и т.д. Видимо, участие протоиерея в этих богослужениях оставило благоприятное впечатление, и в 1933 г. он был прикомандирован (причислен) к Николо-Богоявленскому собору. В это время отец Серафим проживал в г. Урицке (Лигово), на Морской ул., д. 74.

Несмотря на большой причт, в церковные праздники, особенно в дни Великого поста и на Пасху, священнослужителей там не хватало. Верующие переполняли собор, и, например, 10 апреля 1935 г. председатель «двадцатки» Г.Б. Петкевич обратился к районному инспектору по делам культов с просьбой разрешить привлекать к службам по праздникам в храме дополнительных иереев, «сверх кладбищенских священников Смоленского кладбища Серафима Архангелова и слепого Василия Кляровского». 

Следует упомянуть, что в это время отец Серафим еще не был отчислен из приписанных к Николо-Богоявленскому собору священников, поэтому в 1935 г. его особенно часто привлекали к совершению богослужений — 7–8, 14–15, 21–22, 26–28 апреля, 21–22 мая, 30 июня и др. В марте — апреле 1935 г. в Ленинграде произошло массовое выселение «чуждого населения» — так называемый «Кировский поток». Эта акция напрямую затронула и духовенство Смоленского кладбища. Там были оставлены только два протоиерея Московского Патриархата, в том числе отец Серафим Архангелов. 

С января по 26 марта 1936 г. отец Серафим служил настоятелем храма святого великомученика Димитрия Солунского в Коломягах, а затем до 10 сентября 1937 г. — настоятелем церкви святого праведного Иова на Волковом кладбище. Вместе со множеством других соотечественников пастырь стал жертвой «Большого террора», захлестнувшего Советский Союз в конце 1930-х гг. 

Осенью 1937 г. органы НКВД сфабриковали следственное дело по обвинению в контрреволюционной деятельности протоиерея Серафима Архангелова и протоиерея Феодора Боголюбова из церкви святого Иоанна Предтечи на Лиговском пр., до 3 августа 1937 г. служившего настоятелем церкви святителя Николая Чудотворца на Большеохтинском кладбище.

Ордер на арест отца Серафима был выписан 15 октября 1937 г., но пришли за ним лишь поздним вечером 17 октября. В ходе обыска в квартире, где проживал протоиерей, на Большой Охте, ул. Дребезгова (ныне — Цимлянская), д. 10, кв. 1, были изъяты «два экземпляра Библии, пять книжек списков духовных лиц разного звания, два экземпляра альбома российских иерархов, рукопись и один экземпляр книги “Житие и чудеса Анны Кашинской”, две записные книжки, 50 семейных фотографий, письма и наброски». Вскоре после расстрела пастыря все изъятые у него при обыске бумаги, фотографии и книги были уничтожены.

Первый допрос арестованного отца Серафима состоялся уже на следующий день, однако в этот раз ограничились лишь получением автобиографических сведений, приговор был предрешен заранее. На втором допросе, 16 ноября, от отца Серафима уже добивались признания в контрреволюционной деятельности. Согласно сохранившемуся протоколу допроса сначала на требование следователя показать о ней арестованный ответил, что «преступной деятельности не проводил, и показывать ему нечего». Однако в следующем своем ответе он рассказал о враждебном отношении к советской действительности, встречах с другими священнослужителями, на которых обсуждались вопросы перемены власти в СССР, об активной антисоветской деятельности и признался, что «в начале допроса я скрыл это во избежание ответственности».

В те годы основным доказательством вины подозреваемого являлось его «чистосердечное признание». Поэтому следователи НКВД не гнушались никакими методами, в том числе и самыми жестокими, чтобы «выбить» признание из подследственного. Судя по всему, пыткам подвергся и отец Серафим, из которого «выбили» нужные показания.

Обвинительное заключение по делу протоиереев Серафима Архангелова и Феодора Боголюбова было подписано 26 ноября и направлено на рассмотрение Особой тройки Управления НКВД по Ленинградской области. Ее заседание в отсутствие подсудимых состоялось 10 декабря; оба обвиняемых были приговорены к расстрелу по статье 58, пункты 10 и 11. Приговор привели в исполнение 14 декабря 1937 г. Прах отца Серафима предположительно был захоронен на Левашовской пустоши.

В 1937 г. также была арестована и несколько месяцев содержалась в тюрьме по обвинению в антисоветской деятельности одна из дочерей пастыря — Надежда Серафимовна Альф (1902–1967). Ранее она активно участвовала в гражданской войне 1918–1920 гг. на стороне красных, была знакома с В.И. Лениным и Н.К. Крупской. Это, по всей видимости, и спасло ее от расстрела, так как Надежда Серафимовна была освобождена по ходатайству бывшего секретаря Ленина Л.А. Фотиевой. Две другие дочери протоиерея: Елизавета Серафимовна Буш (1900–1969) и Софья Серафимовна Гомолко (1907 — не ранее 1970) — благополучно дожили до старости. 
Протоиерей Серафим Архангелов был реабилитирован 29 мая 1989 г. Историк А. Железняков завершил свой биографический очерк об отце Серафиме замечательными словами: «Справедливость в отношении святого восстанавливает, конечно, не государство и даже не Церковь, знающая и прославляющая далеко не всех своих праведников. Торжество правды — в небесных обителях, к которым стремился отец Серафим не только по сродству имени, но и по образу жизни».

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.