18.12.2020 | 

Престольный праздник в селе Новинки

19 декабря православный мир с благоговением призывает и чествует величайшего святителя Церкви Христовой — архиепископа Мир Ликийских и чудотворца Николая.  

Будущий святитель родился в III веке в Патаре, в Ликии. С детства посвятив свою жизнь служению Богу, святой Николай помогал бедным, неправедно осуждëнным, погибающим, терпел гонения, обличал ереси. Став архиепископом Мирликийской епархии, святой был примером для своей паствы в вере и любви. После непродолжительной болезни он мирно отошёл ко Господу.


18 декабря, накануне дня памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил всенощное бдение в Никольской церкви села Новинки Калининского района. Владыке сослужили благочинный I-го Калининского церковного округа протоиерей Виктор Савин, настоятель храма протоиерей Алексий Молостов.

В канун престольного дня в Никольском храме собрались прихожане и гости села. Величайший пастырь, святитель Церкви — угодник Божий Николай особенно любим русским православным народом. Потому что святой Николай скор на исполнение просимого, он слышит молитвы всякого, кто по мере сил и возможностей старается подражать его подвигу в деле служения ближним. 


Во время полиелея на праздничном бдении  правящий архиерей помазал прихожан освящённым елеем и вручил каждому молящемуся книгу о духовной жизни. По окончании утрени владыка прочитал молитву о прекращении пандемии коронавирусной инфекции.

После богослужения к правящему архиерею обратился с приветственным словом настоятель церкви протоиерей Алексий Молостов:

«Рады приветствовать Вас в Никольском храме, тем более на престольный праздник. Это поистине историческое событие, торжественное событие — после открытия храма первый престольный праздник архиерейским чином. Благодарим за совместную молитву, за богослужение, за Ваше к нам внимание, за архипастырские молитвы, за поздравления.

Никольский храм был закрыт в середине XX века, и здесь располагалось и зернохранилище, и магазин, и стеклодувка. Но Божией милостью нам передали храм, и по мере сил мы его восстанавливаем, трудимся с Божией помощью. Мы рады людям, потому что храм Божий — для людей, для того, чтобы здесь возносились их молитвы Богу, чтобы люди получали помощь, окормление и находили спасение своей душе».


Митрополит Амвросий поздравил духовенство, прихожан и гостей с наступающим престольным торжеством — памятью святителя Николая Чудотворца и обратился с архипастырским словом:

«Дорогие отец благочинный, отец настоятель, дорогие братья и сёстры, сердечно поздравляю вас с днём памяти святителя и чудотворца Николая, небесного покровителя этого храма, — с престольным днём. 

Очень рад, что в сегодняшний вечер я вместе с вами помолился за всенощным богослужением, и мы вместе прославили самого чтимого во всём мире святого. Многие храмы на Руси посвящены святителю и чудотворцу Николаю, и иногда даже думают, что он русский святой, потому что на Руси этого угодника Божия особо прославляют и всегда прибегает к нему в молитвах. По молитвам к нему очень много происходит в жизни как отдельных людей, так и их семей, и в жизни нашего общества в целом. Так было, так есть и так будет всегда, потому что добрые дела не прекращаются. Даже переступая порог своего земного бытия, люди, сделавшие себя сосудами Духа Святого, помогают живущим на земле людям совершать жизненный путь и идти ко спасению. Они выполняют иногда даже земные просьбы, и порой даже самые смешные и незначительные. Даже несмотря на незначительность просимого, святые угодники Божии, видя простоту веры и чистоту сердца, отвечают на эти чаяния и не посрамляют этих надежд.


Сердечно благодарю Вас, отец Алексий, и всех Ваших соратников и помощников, всех тех людей, которые много потрудились, — за то, что вы возродили этот храм. Он действительно очень светлый и красивый, очень уютный. 

Храм заключается не в стенах, не в кирпичах и не в брëвнах. Он состоит из живых клеток — людей, из клеточек, составляющих Богочеловеческий организм нашей Христовой Церкви, Главой которой является Сам Господь, в которой и святые и грешники — все мы являем надежду на спасение. И одни уже предстоят в ризах белых перед престолом Божиим, другие каются и пытаются исправить ошибки своего земного бытия в надежде на Божию любовь и на Божие милосердие. Замечательно, что пусть и в небольшом поселке, но тем не менее такой замечательный прекрасный храм существует, а главное — в нём есть община, может быть, не очень большая по нашим представлениям, но верю, что очень дружная. Эта вера и надежда выражены в тех делах, которые здесь совершаются.

Вас, дорогие братья и сёстры, я сердечно приветствую и поздравляю с тем, что у вас такой замечательный настоятель, который ведёт вас по пути спасения, с которым вы вместе совершаете и внешнее устроение дома Божия, а самое главное — создаëте свою внутреннюю духовную жизнь. Я надеюсь, что те книги, которые были розданы сегодня вам в качестве благословения, помогут вам также в ориентировании на пути духовной жизни.


Если бы завтра не была бы суббота, и мы бы не пели, как обычно накануне субботы, догматик уходящего гласа, звучала бы удивительная стихира, которая очень ярко, очень красиво и очень трогательно напоминает всем нам о грядущем празднике святого Христова Рождества: 

“Вертепе, благоукрасися! Агница бо грядет, чревоносящи Христа!

Ясли же, подымите словом разрешившего от бессловесного деяния нас земнородных;

Пастырие, свиряюще, свидетельствуйте чудеси страшному;

И волсви от Персиды, злато и ливан и смирну Царю принесите!

Яко явися Господь из Девы Матере!

Емуже, и приникши, рабски Мати поклонися, и привещаше к Держимому на объятиях Ея:

Како всеялся еси Мне? Или како прозябл еси во Мне, Избавителю Мой и Боже?”

Как удивительно автор этого песнопения обращается и к вертепу, и к пастухам, и к тем, кто идёт поклониться Христу, призывая их приготовить дары грядущему родиться Богомладенцу; и как очень трогательно описывает Пресвятую Деву, Которая укачивает Младенца с трепетом, с удивлением и со страхом, взывая к Нему: “Как Ты пришёл в Мою утробу? И как Ты возрос во Мне, Избавитель Мой и Бог Мой?”

Мы уже с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы поём ирмосы рождественского канона “Христос рождается, славите, Христос с небес, срящите”, и мы на протяжении уже какого-то времени готовимся к тому, чтобы принять в жизнь свою, в сердце своё грядущего родиться Богомладенца. Когда мы читаем молитву “Царю Небесный”, мы произносим удивительные слова: “Прииди и вселися в ны”. Греческое слово “σκήνωσον”, которое переведено на церковнославянский словом “вселися”, означает “приди и соделай во мне скинию”. А что такое скиния? Это то место, где почивал, пребывал и обитал Бог. То есть мы просим Бога: “Приди и сотвори в сердце моём скинию Себе, и там обитай в ней”. Также свои сердца мы должны уготовить для рождённого Богомладенца, чтобы поистине они стали скинией, местом, где Христос мог вновь родиться.


Я желаю нам подготовиться к этому празднику; я желаю нам встретить его достойно; каждому из нас. Желаю ещё как можно чаще прибегать к Таинству Святого Причащения, потому что это источник нашего спасения, это источник нашей жизни. В течение первых веков христианства немыслимо было прийти человеку в храм на Литургию и не причаститься. Люди жили Христом, и эта жизнь жительствовала. Там, где эта жизнь совершается, там и община умножается, там и всё остальное, то, что по человеческим меркам вроде бы невозможно совершить, Божественным мановением и Божественной помощью обязательно происходит, потому что Христос действует в нас; Христос возглавляет нашу Церковь, и Христос её ведёт, и Христос в ней всё совершает. Если мы будем доверяться Ему, если мы будем постоянно соединяться с Ним в Таинстве Святой Евхаристии, причащаться Его Святых Тела и Крови, Он будет действовать в нас, а мы будем пребывать в Нём. И это теснейшее соединение человека с Богом будет действительно постоянным чудом, ежедневным чудом в жизни каждого из нас.

Я желаю нам не лениться, желаю не придумывать себе лишних препятствий, а со страхом Божьим, с надеждой, с верой и любовью приступать всякий раз к Святым Христовым Тайнам, каяться, осознавая свои несовершенства, своё всегдашнее недостоинство, но в надежде идти навстречу Христу, Который всякий раз протягивает нам Свои руки со Своими Пречистыми Телом и Кровью.


Я желаю вам завтра доброго и радостного праздника святителя и чудотворца Николая, грядущих святых предрождественских дней и такого же радостного и всеобъемлющего всех нас в мире и любви праздника светлого Христова Рождества».

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Справочная информация

На всенощном бдении митрополиту Тверскому и Кашинскому Амвросию сослужили: благочинный I-го Калининского церковного округа протоиерей Виктор Савинов, протоиерей Алексий Молостов, диаконы Иоанн Зорин и Георгий Шабалов. 

Во время богослужения пел хор под руководством регента Полины Флоровской. 

В древности село Новинки располагалось под горой, на берегу реки Тьмы, где находилась церковь, место которой до конца XIX века было отмечено часовней. Древний храм имел один престол и был посвящен святителю Николаю Чудотворцу.

В 1858 году силами прихожан и при поддержке купцов Алексея и Гавриила Аваевых, имевших здесь мельницу в деревне Горлово, началось строительство нового каменного храма. В 1864 году строительство было в основном завершено, Аваевы пожертвовали в церковь новый дубовый иконостас. В 1865 году был освящён главный престол — в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. В 1885 году освящён второй придел — святителя Николая, а в 1892 году четверик был расписан. Эта роспись частично сохранилась до наших дней. Престол в тёплой церкви (в трапезной) был посвящён святителю Николаю.

В 1901 году Аваевы пожелали устроить новый придел — в честь святого великомученика Пантелеимона — ради драгоценной иконы этого святого, привезенной ими с Афона. Вероятно, такой придел был совмещëнным с одним из двух существовавших ранее. Тогда же была расписана трапезная. Эта роспись полностью утрачена в связи с тем, что в советское время своды в ней были разобраны, и долгое время она стояла без кровли.

Храм в Новинках был изначально пятиглавым, в псевдорусском стиле. Недостатки стиля (несколько тяжеловат декор) искупаются прекрасной постановкой храма на небольшой площади посреди села.

Судьба церкви в советское время сложилась несколько необычно. В 1917–1918 годах здесь не было никаких революционных выступлений, советская власть установилась «сверху». Только перед самой войной храм был закрыт.

В 1940 году на полуторке из Твери приехала бригада людей в кожанках. Отобрали ключи, открыли церковь, стали вытаскивать иконы поценнее. На железном листе развели костер и стали жечь драгоценные образа, предварительно их разламывая. Когда костер перестал гореть, остатки — угли и пепел — собрали в мешки, бросили в кузов машины и уехали в город. Местные жители растащили остатки утвари по домам, но попользоваться этим добром мало кому пришлось.

После всех злоключений села в XX веке в 1990-х годах началось возрождение прихода инициативой местных жителей и протоиерея Михаила Молостова и его сына священника Алексия Молостова. В 2002 году отслужена первая после закрытия храма Литургия. В 2003 году на колокольне появился крест, храм перекрыт новой кровлей. В 2015 году в храме были проведены внешние работы по благоукрашению. Настоятель храма с 2001 года — протоиерей  Алексий Молостов.

В настоящее время на приходе организована помощь малоимущим: продукты, одежда, бытовая техника (н/н), мебель (н/н). Социальным психологом проводится доабортное консультирование с целью сохранения беременности и дальнейшей помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.


Пресс-служба Тверской епархии

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.