07.07.2021 | Епархия

Престольный праздник Рождества Иоанна Предтечи в Козлово

Рождество Иоанна Предтечи — это один из великих праздников Церкви. Великие праздники по значимости идут после двунадесятых праздников. Рождество Иоанна Крестителя отмечается 7 июля по новому стилю. В этот день верующие вспоминают, как в семье иудейского священника Захарии и его жены Елисаветы родился будущий пророк, который впоследствии засвидетельствовал на Иордане явление Мессии, Господа Иисуса Христа.

Когда Елисавета родила Предтечу Христова, то все её сродники, соседи и знакомые, услышав об этом рождении, радовались вместе с нею, потому что Господь соделал ей великую милость — отнял у неё «поношение бесчадства». Так исполнились слова благовестника Божия архангела Гавриила, который говорил Захарии: «Жена твоя Елисавета родит тебе сына, и многие о рождении его возрадуются» (ср. Лк 1:13–14). Пророчество это исполняется до сих пор: ежегодно мы радуемся его рождению, потому что оно возвещает нам скорое пришествие в мир нашего Спасителя.

7 июля, в день празднования Рождества Иоанна Предтечи, престольные торжества прошли в храме в посёлке Козлово Конаковского района. Божественную литургию совершил митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.

Церковь в честь Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна в Козлове перестроена из каменной часовни в 1880 году («при ковровой фабрике и усадьбе господ Фланден»). Сооружение церкви велось тщанием господ Фланден и Мак-Гель, крестьян деревни Козлово, служащих и рабочих на фабрике — «в память чудесного события 2 апреля 1879 года — спасения жизни государя императора Александра II».

Иоанн Креститель — самый почитаемый христианский святой после Богородицы. Иисус Христос говорил о нём: «Из рождённых женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя» (Мф 11:11). Иоанн был последним пророком среди множества праведников, предсказывавших пришествие Мессии, Который освободит народ Израиля. Иоанна называют Предтечей и Крестителем. Предтечей — потому что он пришёл прежде Христа и проповедовал народу Его пришествие. Крестителем — потому что он крестил Спасителя в Иордане.

После Евангелия митрополит Амвросий обратился с проповедью о великом Пророке Иоанне Предтече:

— “Не я Христос, но я послан перед Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться” (Ин. 3:28–30) — вот слова Иоанна о самом себе. Эти слова кажутся лёгкими, когда произносятся чужими устами. Но если попытаться примерить на себя такой образ мысли, когда всё, что делаешь ты, всё, чем живешь, всё, ради чего отказываешь себе во многом, — делать, не озираясь на возможность доброго слова, на благодарность других, не думая о том, каким останешься в памяти людской, делать только ради того, чтобы имя Христово славилось. Делать дело, но потом, когда твоя часть пути уже проделана, иметь в себе силы посторониться и пропустить вперед тех, кто это дело продолжит.

По-человечески всё это сложно. Потому что какими бы благочестивыми и праведными ни пытались мы быть, часто оказывается, что праведность наша имеет своей целью не только славу Божию, но ещё и доброе слово от людей, почёт, а часто и выгоду. Как часто мы и в отношениях с людьми хотим отнюдь не собственного умаления, но наоборот, возвышения! Как часто прикипаем сердцем к делу, которое дано нам на время, и уже не просто противимся переменам, но переживаем их как жизненную трагедию, личную драму, обиду. Такое бывает и в простых житейских ситуациях, на работе. Такое нередко происходит и в Церкви. 

На богослужении молились прихожане храма и гости праздника: первый заместитель главы администрации Конаковского района Н.В. Василенко, глава городского поселения — посёлок Козлово О.В. Фирсова, генеральный директор ООО «ТЭСКО» А.Б. Соина.

После сугубой ектении глава митрополии прочитал молитву об избавлении от губительного поветрия.

На богослужении были помянуты о здравии и об упокоении те, за кого через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении.

После Божественной литургии вокруг церкви был совершён крестный ход по случаю престольного дня. В завершение на улице перед храмом была прочитана молитва святому Пророку Иоанну Крестителю и пропето величание. 

Настоятель храма протоиерей Григорий Припутников поблагодарил владыку за визит и совместное богослужение в престольный день.

Архиерей поздравил всех с престольным торжеством:

В первый раз, когда я посетил этот храм, я убедился в том, сколько было сделано здесь всего за несколько месяцев после Вашего назначения. Благолепие, чистота, уют теперь присущи этому храму, а главное — здесь создана и продолжает своё церковное бытие православная христианская община, которая, верю, созидается на основании веры во Христа Спасителя и общей любви к Нему. 

Отец настоятель сейчас рассказал о том, как люди радовались, когда открывался этот храм после забвения. Я думаю, что подобные явления происходили и в иных местах, где вновь зажигалась лампада молитвы, в поруганных, разрушенных и закрытых монастырях, в возрождëнных храмах. Со слезами на глазах, стоя на коленях, люди, помню, в начале девяностых годов встречали и провожали обретённые мощи преподобного Серафима Саровского, святителя Иоасафа Белгородского. Тысячи людей тогда заполняли улицы и больших, и малых городов, для того чтобы засвидетельствовать перед всем миром о том, что вера жива, что никакие человеческие попытки уничтожить её и “показать по телевизору последнего попа” не увенчались успехом. Никакие жертвы, никакие страхи не сломили верующий народ. 

Наверное, для того чтобы что-то оценить по-достоинству, необходимо на время этого лишиться. Так у нас и произошло: мы научились ценить только тогда и веру, и Церковь, когда на десятилетия фактически потеряли возможность свободно молиться и исповедовать веру в своего Творца. И те, кто в те годы как-то решался на это, особенно высокопоставленные люди или молодёжь, перед которыми были открыты большие перспективы, если и шли против общего течения, то они совершали подвиг, потому что понимали, что в этой, временной жизни они могут лишиться многого за то, что себя считают, не скрывая, верующими людьми

К сожалению, многих из нас в последние годы захватила некая теплохладность. Обычно всё, что даётся легко, легко и теряет цену. Мы сегодня имеем и множество храмов рядом с домом, и никто не запрещает верить, никто не гонит за религиозные убеждения, однако иная стихия мира сего захватывает людей и уводит от дороги подлинного счастья и радости, от дороги жизни по Евангелию. Сегодня мы в каком то смысле растеряны, потому что мир настолько быстро изменяется, что непросто подобрать язык, слова, примеры, действия, которыми мы могли бы помочь людям не уходить вновь на страну далече. 

Никто из нас, кроме одного Бога, не знает, что ожидает нас впереди. И некая тревога за сегодняшний день, а тем более за день завтрашний, тревога за молодых людей и детей, тревога за то, в каких условиях они окажутся и какие ценности перед ними будут поставлены в качестве нормы жизни, — всё это, конечно, не оставляет равнодушным верующее сердце. И всем нам надлежит прежде всего в жизнь свою вернуть молитву, которой молились наши дедушки и бабушки, наши прадеды и наши деды, когда они вымаливали и Победу в Великой Отечественной войне, когда они молились во время раскулачивания, голода, гонений, когда они не гневались, не осуждали, не исполнялись ненавистью и злобой, а молились искренне за своих врагов, желая, чтобы всякий из них пришёл к познанию истины. 

Нам действительно нужно сейчас очень много молиться и не забывать дорогу в храм; глядя на опасности, соблюдать необходимые санитарные меры, но ни в коем случае не лишать себя возможности участия в Таинствах Церкви. Это единственная надежда на то, что Господь преклонит к нам Свою милость и мы не разрушим своего подлинного счастья, не разрушим всего того, что так трудно, такой огромной ценой человеческих жертв созидалось для нас с вами предшествующими поколениями в течение прошлых десятилетий. Я желаю, чтобы по молитвам Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Рождество которого мы сегодня с вами все совершаем, Господь дал нам это разумение, силу воли, крепость духа, твёрдую веру и горячую молитву. 

Владыка поздравил прихожан с престольным праздником и благословил каждому часть антидора, а также по иконке Рождества Иоанна Предтечи. 

На прихрамовой территории была организована трапеза для прихожан. 

Справочная информация:

Митрополиту Амвросию сослужили: протоиерей Григорий Припутников, диакон Иоанн Зорин, диакон Филипп Исломов. 

За богослужением песнопения исполнял молодёжный хор Тверской епархии под руководством Феодоры Фаерман. 

***

Церковь Рождества Иоанна Предтечи каменная, XIX века. Здание представляет собой восьмигранный объëм храма с пристроенными к нему каменными апсидой, трапезной и небольшой колокольней.  До начала ХХ века она являлась приписной к церкви Успения Пресвятой Богородицы села Астраганца Тверского уезда. Служителей при ней не было, а богослужения совершались «во все воскресные и праздничные дни причтом Успенской церкви по очереди». Из приходской церкви в приписную ежегодно 24 июня совершался крестный ход, разрешëнный Святейшим Синодом в 1872 году. Наблюдение за церковью и ведение хозяйства было возложено на служащего на фабрике крестьянина «деревни Павлицева» Косьму Иоакимова; все доходы церкви обращались на богослужебные потребности и ремонт церковного здания.

На заседании президиума Завидовского райисполкома 6 декабря 1933 года было поддержано ходатайство Козловского сельсовета о закрытии церкви и использовании её здания под клуб сельхозтехникума: «она находится на территории и в самом центре хозяйственных построек учхоза и рядом с постройками фабрики «Искусственный мех», что является прямым нарушением хозяйственной целесообразности». Вскоре вышло соответствующее постановление президиума Московского облисполкома Советов РК и КД № 679 от 20 апреля 1934 года: «принимая во внимание, что козловская церковь не функционирует с 1923 года и ее здание необходимо использовать для культурно-просветительских нужд учхоза им. Орджоникидзе, руководствуясь постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года («О религиозных объединениях»), разрешить Завидовскому РИКу церковь закрыть».

Церковь закрыли, несмотря на жалобы прихожан (также сохранились протоколы общих собраний верующих при церкви в Козлове за 1930-е годы), собравших подписи 450 человек и бережно плативших все налоги. Уникальное событие в истории Иоанно-Предтеченской церкви произошло в сентябре 1944 года: решением Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР она была вновь открыта, а община верующих официально зарегистрирована. С тех пор церковь является действующей, правда, несколько раз в советские годы она закрывалась на непродолжительное время в связи с частой сменой настоятелей.

Ныне здание церкви имеет статус вновь выявленного памятника архитектуры, на него составлен научный паспорт.

Пресс-служба Тверской епархии

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.