19.12.2020 | 

Престольный праздник Никольской церкви в Красной слободе

Ярким примером, образцом любви и милосердия называет Церковь богоугодную жизнь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. 19 декабря Церковь молитвенно чтит день преставления святого. Святитель и чудотворец Николай — «питатель сирот», утешитель скорбящих, предстатель и молитвенник за всех ищущих помощи и милостей Божиих. 

19 декабря престольный праздник отметили в тверской Краснослободской церкви, посвященной великому угоднику Божию святителю Николаю. Божественную литургию на приходе совершил митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. Владыке сослужили настоятель церкви протоиерей Сергий Дроба и тверское духовенство.


Во время пения антифонов архиерей совершил хиротесию во чтеца Виктора Владимировича Васильева, постоянного прихожанина храма, руководителя ВПК «Пересвет» при Никольской церкви.

На проскомидии владыка помянул о здравии и упокоении тех, за кого накануне через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении.


После чтения Евангелия митрополит Амвросий обратился к предстоящим людям с проповедью:

«В Евангелии мы видим чёткое противопоставление блаженства — горю, благословений — злословию, оклеветания — хорошим словам, пророков — лжепророкам. Вы блаженны, когда будут говорить о вас плохо, говорит Господь, — потому что так поступали с пророками отцы их. Но горе вам, когда люди будут говорить о вас хорошо, — потому что хорошо говорили о лжепророках. И Сам Господь после показывает всю правоту этих слов: Его, Творца мира, Слово Божие, Богочеловека — злословили, оклеветали, оплевали, избили. Над Ним смеялись. Ему кричали злые, хульные и несправедливые слова. Ибо такова природа падшего человека, выбирающего раз за разом злое вместо доброго, разучившегося распознавать добро и зло, потерявшего тот “божественный зрак”, который позволяет видеть прекрасное в окружающих людях и в сотворëнном Богом мире. 

Но вам, слушающим, говорю: люби́те врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас” (Лк 6:27–28) — вот чему учит Господь, завершив Свою речь о блаженствах и горе. Это и есть тот урок, который должны вынести все мы из Евангелия сегодняшнего дня: если нас злословят, если нам тяжело, если мы плачем, если люди ненавидят нас, — Господь говорил, что этому дóлжно быть. Но ненавидящих нужно любить и молиться за них, потому что им стократ хуже, ибо они потеряли что-то настолько важное внутри себя, что совершенно дезориентированы в духовной жизни. Им нужно помочь, если они нуждаются в помощи: благословляя в ответ на их злословие, молясь о них в ответ на причинëнные обиды, любя их, несмотря на то, что всеми силами они пытаются сделать из нас врагов. Мы не враги друг другу на этой земле».


На сугубой ектении диакон произнёс прошения о прекращении губительного поветрия, после чего архиерей прочитал молитву об избавлении от пандемии коронавирусной инфекции.

На праздничной Литургии молились прихожане и гости храма, директор Областного ДК «Пролетарка» Е. В. Постнова,  краевед Д. В. Груздков.

По заамвонной молитве служащее духовенство во главе с митрополитом Амвросием совершило славление, а владыка прочитал молитву святителю Николаю.


После богослужения настоятель храма протоиерей Сергий Дроба поблагодарил архипастыря за совместное богослужение в этот значимый для прихода день: 

«С того момента, как я закончил Московскую духовную академию и пел в хоре под Вашим управлением, и с тех пор, как Вы благословили меня ехать в Тверскую епархию, прошло уже более двадцати лет. Эти годы  пролетели как один день. Наша община и труженики построили церковь в честь святителя Арсения Тверского, несколько действующих часовен, расписали храмы. И это всё силами, трудами и молитвами нашей общины. 

До сих пор меня не покидает чувство скорби, что Троице-Сергиева лавра где-то далеко. Что нас разделяет расстояние. Поэтому мы решили организовать на нашем приходе маленькую “Троице-Сергиеву лавру”, чтобы здесь был такой же клуб “Пересвет”, как при Лавре, чтобы здесь были такие же фрески, какими расписана Серапионова палата. Мы хотели немного приблизить Троице-Сергиеву лавру к этому месту и создать её образ здесь, в Твери. С Вашим назначением этот образ стал более явственным, более узнаваемым, потому что Вы сами из академической среды и сами являете этот образ своей проповедью, своей жизнью, своим служением на нашей древней земле. Поэтому, дорогой владыка, прошу Вас благословить наш приход, наших детей, наш “Пересвет” и всегда молиться, где бы Вы ни были, о нашем приходе, о нашей маленькой Троице-Сергиевой лавре».


Митрополит Амвросий поблагодарил духовенство, прихожан и гостей, молившихся в храме, и обратился к ним с архипастырским словом: 

«Поздравляю всех вас с престольным праздником, днём памяти святителя и чудотворца Николая — покровителя этого замечательного храма, который расписан теми же иконописцами, которые расписывали Серапионову палату при Троицком соборе, где почивают мощи преподобного Сергия. По милости Божией, на самом деле, Обитель преподобного Сергия от нас не так уж и далека, потому что есть более отдалённые епархии, которые ещё больше скучают по сердцу Русского Православия. А нам нужно совсем немного усилий для того, чтобы поехать в Обитель преподобного Сергия, припасть к его святым мощам, высказать все просьбы и обязательно быть услышанными, исполненными доброго настроения, надежды и чувства помощи, исходящей от Игумена земли Русской.

Я благодарю вас за память об этом величайшем святом нашей Русской земли, помощь которого мы, будучи студентами Московской духовной академии, всякий раз ощущали на себе. Но, наверное, никогда в жизни я так не чувствовал помощь преподобного Сергия, как в течение одного года, когда был ректором Московской духовной академии и когда передо мной стояли задачи, которые невозможно было вообще, следуя человеческой логике, осуществить или, по крайней мере, осуществить за короткое время. И когда я приходил к преподобному Сергию, то обращался к нему очень просто: “Ты позвал меня сюда, но у меня нет никаких возможностей. Сделай сам то, что я должен сделать”. И преподобный Сергий сделал за год абсолютно всё, что дóлжно было сделать. Это действительно было чудо, которое обозначилось в конце учебного года. Преподобный Сергий — великий святой.

Я желаю, чтобы община не только внешне соответствовала тому, что есть в Лавре, но прежде всего духовно прониклась духом преподобного Сергия; духом, по которому узнаются все его ученики и по которому мы сразу узнаём, кто учился, а кто не учился в Обители преподобного Сергия, в Московской духовной академии. Я благодарю, конечно, прихожан и всех, кто восстанавливал, расписывал этот храм и другие храмы, тех, кто проводит замечательную работу с молодёжью, с особым контингентом нашего общества, потому что подростковый переходный возраст особенно сложный. Нужно много такта, терпения, знания и опыта, чтобы найти с ними общий язык.

Я желаю нам не унывать тогда, когда молодые люди в определённый период своей жизни отходят от Церкви, хотя до этого они и причащались и исповедовались. Пройдёт какое-то время, может быть, оно будет долгим, но обязательно дети, которые были в пространстве Церкви в свои детские годы, а потом в силу возрастных особенностей, увлекаемые стихиями мира сего, на какое-то время отошли, — обязательно вернутся к Богу. Мы этого времени не знаем, поэтому мы не должны искусственно создавать такие условия. В этом случае мы не должны пытаться всё сделать по своей воле, но лишь молиться за тех детей, которые ушли на страну далече, и терпеливо ждать того, что Господь Сам возьмёт за руку человека и вновь приведёт его в Свой дом, исполненный любви и надежды».


Затем владыка преподал архиерейское благословение прихожанам и гостям храма, а также вручил каждому книгу о духовной жизни с Рождественской поздравительной открыткой.

После богослужения и праздничной трапезы глава митрополии пообщался с ребятами из Военно-патриотического клуба «Пересвет» при Никольском храме и ответил не заданные ему вопросы:

«Мне кажется, хорошая учёба зависит от двух факторов: от собственного старания и от молитвы к Богу. Преподобный Сергий, о котором мы сегодня много говорили, плохо учился. Ему очень трудно давалась учеба, и из-за этого он всегда переживал и молился. А потом как-то он встретил одного старца, которому пожаловался на свои недостатки, и после общения с этим старцем преподобный Сергий стал всё понимать. В нашей жизни бывает так, что в каком-то возрасте ребёнок или подросток некоторые вещи не понимает до конца. Такое действительно бывает, а потом раз — и что-то такое неожиданно для него самого открывается, как будто пелена с глаз спадает. Конечно, усердие никто не отменял, но и в помощи Божией мы все, безусловно, нуждаемся. Нужно всегда просить у Бога, но при этом понимать, что Господь не всегда сразу отвечает на все наши просьбы. Он не выполнитель наших заказов. С Богом невозможно выстраивать торговых отношений — Ты мне, я Тебе.


Отношения с Ним строятся исключительно на доверии и любви. Бог видит и знает, что человеку полезно, а что нет. Бывает так, что Бог даёт человеку то, о чём он просит, но это оказывается ему неполезным.

Давайте спросим себя, всегда ли мы говорим спасибо за добрые дела, слова или что-то, что мы получаем от родителей, родных, близких и друзей? Думаю, что не всегда. Очень часто мы это воспринимаем как должное. Так и с Богом. Когда Он нам что-то даёт, мы нечасто Его благодарим. А это состояние неблагодарности разрушает человека.

Хорошо, когда человеку трудно, и плохо, когда ему легко. Когда человеку всё легко и просто даётся, то он перестаёт расти, перестаёт совершенствоваться. Когда ему трудно, он идёт через трудности, он растёт интеллектуально и физически. Кто занимается спортом, тот понимает, что на тренировки не всегда просто ходить, там можно и шишки набить, иногда, может, и спать хочется и чем-то другим заняться, но нужно себя побуждать. Это трудно, зато потом бывают результаты. Такой же закон действует и в обыденной жизни и в духовной. Поэтому не бойтесь никогда трудностей, преодолевайте их. Трудности помогают нам постоянно расти, закаляться и становиться более сильными.


Если человек считает себя христианином, он должен контролировать себя на каждом шагу; контролировать не только свои слова, но и свои мысли, ведь любое дело начинается с помысла, потом приходит какая-то идея, и мы тут же должны остановиться перед этой идеей и сказать себе: стоп, а эта идея подходит мне как христианину? Она вообще соответствует Евангелию или нет?

Если я христианин, то я должен понять, что, если эта идея не соответствует, в частности ложь, значит, я должен от неё отказаться. Но бывает и такое, что не всегда можно говорить всё. В каком смысле? Тогда, когда ты человека можешь предать своей правдой. Вот у вас могут спросить что-то о другом человеке, а вы что-то знаете. Но если вы сейчас эту правду про него расскажете и его предадите, то сделаете ему больно. Тогда лучше просто промолчать или сделать вид, что ничего не знаешь. Здесь необходимо очень мудро поступать. Неслучайно в Евангелии есть такие слова: “Будьте просты, как голуби, и мудры, как змеи”. Такие качества, как простота и мудрость, должны всегда присутствовать в человеке. А ложь — это, конечно, очень плохое качество, потому что отцом лжи является дьявол. Я, например, помню, как ещё учился в школе, и у меня были поползновения: когда получаешь плохую оценку, конечно же, не хочется говорить правду. Поэтому вместо тройки называешь другую, положительную оценку. Но потом ты вырастаешь и приходишь в такое состояние, когда уже обманывать просто не можешь. Мне кажется, что когда человек говорит неправду, значит, он чего-то боится; боится неправильной реакции, боится, может быть, оказаться непонятым в семье, боится быть наказанным.


Многое зависит от родителей. Родители должны научиться понимать своих детей, не ругать их там, где, казалось бы, нужно отругать, а наоборот, в чём-то посоветовать, покрыть любовью своей. Вы тоже когда-то будете родителями. Родители ведь не со зла, а по любви делают ошибки, ведь воспитывать нужно тоже научиться. Это тоже целая школа. Существуют такие школы, где учат воспитывать, общаться с ребёнком. Когда будет доверие, тогда будет меньше лжи. 

Борис Корчевников, кстати, у нас на Тверской земле стал верующим человеком. Он впервые взял Евангелие в руки, когда снимался в “Кадетах”. Ведь как раз в нашем Суворовском училище проходили съёмки. Именно здесь, в Твери он стал познавать Бога и читать Евангелие.

Святой Николай Японский принял монашество, был рукоположен в иеродиакона, затем в иеромонаха и уехал в 24 года в Японию. Вот представьте, вы берёте и отправляетесь в далекую страну, куда самолёты еще не летали, куда добираться было очень сложно. На тот момент эта страна была враждебной и ментально, и по вероисповеданию, и политически. Святой Николай приезжает на голое место, не знает японского языка, у него нет помощников, и начинает проповедь Евангелия во враждебной среде, где его хотят убить, где его не понимают. Он учит японский язык, проявляет терпение, рискует жизнью. Когда шла русско-японская война, он сердцем был и со своей японской паствой и со своим Отечеством. Он молился о прекращении войны. После своей смерти он оставил 30 000 православных людей в Японии, смог построить храм. Он является до сих пор человеком, которого японцы очень почитают. Фактически он был апостолом нашего времени, вот за это его и канонизировали».


Владыка подарил детям сладкие Рождественские подарки с поздравительными открытками.

ФОТОГАЛЕРЕЯ


Справочная информация

На Божественной литургии митрополиту Амвросию сослужили: ключарь Спасо-Преображенского собора иеромонах Марк (Святогоров), настоятель храма протоиерей Сергий Дроба, клирик Никольской церкви священник Сергий Лапшин, диаконы Иоанн Зорин, Георгий Шабалов. 

Во время богослужения пел хор храма под руководством регента Анны Николаевны Дробы.

Никольская церковь в Красной слободе сооружена на западной окраине 3атьмачья, сложившейся лишь на рубеже XIX–XX веков и заселëнной рабочими «Товарищества Тверской мануфактуры бумажных изделий». Храм выдержан в русском стиле с ориентацией на московское зодчество XVII века. Строительство началось в 1902 г. по проекту архитектора Д. Л. Фёдорова. Место под строительство храма освятил архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий (Самбикин).

Общая композиция храмового комплекса сильно вытянута по оси восток — запад. К классическому четверику церкви примыкает полукруглая вытянутая алтарная абсида — это центральный алтарь, посвящённый святителю Николаю Чудотворцу. С юга и севера симметрично примыкают прямоугольные приделы: северный в честь Феодоровской иконы Богородицы и южный в честь Архистратига Божия Михаила.

Сразу после революции церковно-приходская школа при храме была закрыта, хотя службы в храме Николая Чудотворца проводились до 1937 года. 1937 год стал для Никольской церкви «голгофским годом». Священника Всеволода Соболева не расстреляли комиссары только лишь из-за того, что рабочие заступились за своего любимого Законоучителя. А священник Василий Владимирский, несмотря на страдания его многочисленного семейства, был сослан и мученически погиб в Средней Азии.

Никольскую церковь закрыли и начали разрушать: сбросили кресты, разбили колокола, взорвали звонницу, сбили главку, обезличили внешний декор храма. Однако советской власти требовались помещения, и поэтому Никольскую церковь не разрушили до основания. После 1937 года здание разрушенной Церкви было передано в военное ведомство и перестроено. В советское время Свято-Никольский храмовый комплекс находился на балансе РОСТО (ДОСААФ). В церкви разместили парашютный класс, мебельную фабрику, автошколу, клуб служебного собаководства и другие организации.

Первая Литургия во вновь открывшемся, но ещё не переданном Русской Церкви храме была совершена на праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, 12 июля 2003 года.

С тех пор начался сложный путь юридической борьбы по возвращению храма как вновь выявленного объекта культурного наследия. Начался процесс реставрационных работ. Государственного финансирования не было.

Ремонтно-восстановительные работы по возрождению Свято-Никольского комплекса продолжаются, восстановлены звонница, шатровая четырёхскатная кровля, увенчанная серебристым куполом с крестом, иконостасы, киоты. В настоящее время храм украшен росписью в стиле святого Андрея Рублёва, XV–XVI века.

С 2008 года в Никольской церкви действует Клуб религиозно-патриотического воспитания «Пересвет», в котором трудятся два преподавателя военно-патриотических дисциплин и один преподаватель основ православной культуры.

Приход оказывает посильную помощь малоимущим, а также государственным учреждениям медицинской и социальной направленности (взаимодействие с «Домом милосердия» и детской больницей № 2). При церкви действует Народный миссионерский хор «Октава».


Пресс-служба Тверской епархии

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.