На Тутанском подворье Николаевского Малицкого монастыря отметили престольный праздник в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Братия отслужили Божественную литургию, после которой состоялся крестный ход. Разделить радость общей молитвы пришли жители деревни Тутань и других окрестных сел и деревень.
Современная деревянная церковь Рождества Богородицы была построена в 2017 году, рядом с местом древнего, несохранившегося Вознесенского монастыря. Обитель, на высоком берегу реки Тьмы в начале XV века основал преподобный Ксенофонт Тутанский, пришедший из Троицкой лавры. Тутанский монастырь стоит в ряду тех 180 обителей, которые созданы на Руси в тот период выходцами из школы преподобного Сергия Радонежского.
Согласно преданию, преподобный Сергий послал своего ученика в тверские земли по просьбе тверского князя Михаила Александровича, который имел великую заботу об устроении монастырского благочестия в своей Тверской земле. Тутанский монастырь был проводником на тверской почве духовной традиции Троицкой лавры и впоследствии был приписан к ней, а земли его были вотчинами Троице-Сергиева монастыря. Мощи преподобного Ксенофонта покоятся под папертью разрушенной в советский период Вознесенской церкви села Тутань.
Позднее, в XVIII веке, Тутанское подворье было переподчинено Александро-Невской лавре. В XIX столетии из-за упадка подворья оно было расформировано, и на этом месте, в 1824 году была построена большая каменная Вознесенская церковь. Известно, что у храма было три престола: главный (холодный) Вознесения Господня, придельные (теплые): правый — Рождества Пресвятой Богородицы, левый — преподобного Ксенофонта. В советский период храм в Тутани был разорён.
В настоящее время, молитвами преподобного Ксенофонта, усилиями братии Николаевского Малицкого монастыря, Вознесенский Тутанский монастырь постепенно возрождается.
В память о мощах преподобного Ксенофонта, место расположения которых было потеряно после закрытия и разрушения прежнего храма, был установлен надгробный памятник рядом с новопостроенной церковью.
Братией обители была написана икона преподобного со сценами монастырской жизни.
Необходимо отметить, что древний образ был утерян ещё в 19 веке, поэтому его иконография является полностью новой и возможно уникальной, поскольку имеющиеся изображения преподобного Ксенофонта на иконах собора Тверских святых имеют довольно общие для всех преподобных черты.
Николаевский Малицкий монастырь