28 ноября Церковь чтит память преподобного Паисия (Величковского). Он жил в то время, когда монашество в России претерпевало кризис, но стал «отцом русского старчества». Когда обители пустели, а иноки порой возвращались в мир, он показал, что путь к святости доступен не только древним отшельникам-пустынникам, но и современным людям. Вот семь фактов о преподобном Паисии (Величковском) и его влиянии на церковную жизнь.
Петр Величковский (1722–1794) родился в семье священника и действительно с ранних лет мечтал об иночестве. Но монахом стал далеко не сразу. Начальник скита, в который он пришел, трижды велел ему сесть выше себя, но тот из ложного смирения не послушался. Монах не нашел в юноше достаточно отсечения собственной воли и рассуждения, но увидел пока еще присутствовавшие «мудрование мира» и гордыню.
По настоянию матери, не видевшей в сыне монаха, а надеявшейся, что он будет служить в приходском храме, святой получил хорошее образование в Киево-Могилянской академии. Последний год учебы дался молодому человеку тяжело — светское образование уже не увлекало его, он мечтал только об иночестве. Но позже признал, что годы занятий были потрачены не зря. Со своей братией он перевел с греческого языка и сделал доступными славянскому православному миру лучшие образцы духовной мысли — «Добротолюбие», сочинения Исаака Сирина, Григория Паламы, Максима Исповедника и другие.
Будущий святой странствовал из обители в обитель и был послушником в разных монастырях. Когда наконец в одном из них он был пострижен с именем Парфений, братия то ли по невниманию, то ли смиряя его, стала путать его с другим новопостриженным иноком, Платоном. Более того, через неделю духовный отец, бывший его восприемником, покинул свое место, не дав никаких наставлений. Все это молодой монах принимал, «возлагая вину на свое недостоинство», но от своего пути не отступился.
За свою жизнь святой обошел множество монастырей и скитов. Некоторое время провел в Киево-Печерской лавре, но ушел оттуда, вспомнив данный еще в юности обет не жить в больших и благополучных обителях. Известно также, что один из скитов в Молдавии он оставил потому, что его собирались рукоположить в иерея, а он счел себя недостойным сана. 17 лет он прожил на Афоне, где был пострижен в схиму с именем Паисий. На Святой Горе по многочисленным просьбам он взял первого ученика, но не как послушника, а как «единодушного брата», и наконец был все же рукоположен в иеромонаха.
Постепенно количество учеников отца Паисия росло, стала образовываться община. Он сам трудился и рукодельничал вместе с братией, изучал старинные аскетические правила по афонским рукописям, учил умной молитве, возродив ее как постоянное монашеское делание, занимался переводом духовной литературы. И за это подвергся жесткой критике: ревностный старец-монах одного из афонских скитов настойчиво упрекал его в излишнем увлечении Иисусовой молитвой и святоотеческими текстами. Отец Паисий написал на это подробный ответ, напомнив о различиях уставов для отшельников и общежительных монахов и о важности чтения духовных книг.
Жил он всегда в соответствии со своим убеждением, что наставлять других может только тот, кто сам ежедневно возделывает свою душу. Даже видя чужой грех, не нужно показывать себя мудрым. А вот «к себе будь внимателен, рассудителен и прозорлив», считал святой. Также он был уверен, что трудиться ради спасения каждый должен в меру своих возможностей: кто-то может творить умную молитву, а для кого-то пока достаточно послушания и труда. Но все могут соблюдать заповеди, совершать добрые дела и читать Писание и поучения святых отцов, где, по мнению преподобного, можно найти все ответы.
Вернувшись с Афона, преподобный Паисий возглавлял монастырь Драгомирна, а последние годы провел в Нямецкой обители (оба монастыря находятся на территории современной Румынии). Его личный пример и пример жизни его общины, поучения, адресованные как монахам, так и мирянам, распространявшаяся благодаря ему духовная литература впечатляли и вдохновляли все больше людей. А его ученики постарались стать продолжателями его идей. Так, у одного из них свою иноческую школу прошел преподобный Лев (Наголкин) — основатель Оптиной пустыни. А у преподобного Серафима Саровского «Добротолюбие» было настольной книгой. Благодаря преподобному Паисию после многих лет упадка в России вновь расцвело монашество, плодом которого стало русское старчество.