Что важно делать, чтобы каждый пост не стал «еще одним тем же самым мероприятием», где все повторяется? Что нужно в себе починить, чтобы ощутить любой пост как динамику?
1 июля начался Петров пост. Его считают не менее древним, чем Великий. Однако Петровым постом он стал называться гораздо позже, а в начале, в IV веке, это был просто пост после Пятидесятницы. Апостольские постановления предписывали после Пятидесятницы одну неделю праздновать, другую – поститься. С какой же целью?
В Апостольском предании, каноническом источнике III–IV вв., содержится указание на возможность восполнения пасхального (Великого) поста после Пятидесятницы: люди, которые не могли поститься в Великий пост, болели, уезжали или занимались неизбежными делами, не способствовавшими погружению в духовно-литургическую жизнь Церкви, могли перенести свой пост на период после Пятидесятницы.
Сегодня Петров пост заканчивается праздником первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля. По преданию, оба апостола были казнены 12 июля, правда, в разные годы. В этот день уже в IV веке на гробнице апостола Петра в Ватикане торжественно совершались богослужения. А живший в VIII–IX вв. Феодор Студит в «Огласительных поучениях» называет пост после Пятидесятницы постом святых апостолов, то есть к этому времени его уже начали связывать с апостолами.
Студийско-Алексиевский типикон середины IX в. предписывает начинать пост святых апостолов в понедельник после Недели всех святых.
О цели многодневных постов размышляет декан богословского факультета Православного Свято-Тихоновского университета протоиерей Павел Хондзинский.
– Одна из целей любого поста – отстраниться, отделиться от духа мира сего и почувствовать вкус иного мира.
Мы давно живем в нехристианском по своим интересам и целям мире и должны это осознавать. Все известные нам лозунги вроде «возьми от жизни все» тому подтверждение. Мы в любом случае участвуем в делах этого мира, даже если вроде бы не делаем ничего «такого». Мы работаем на светских работах, пользуемся информацией из самых разных источников; мы вынуждены адаптироваться к этому миру, чтобы зарабатывать на жизнь и т. д.
И если мы не будем ему сопротивляться, то он нас просто в себе растворит, абсорбирует.
Пост – наше средство против растворения себя в мире, дружить с которым (жить по его правилам), значит, по слову апостола Иакова, – враждовать с Богом. Даже внешним образом пост нас от этого мира отделяет, даже постные среда и пятница не дают в нем раствориться.
Пост можно рассматривать как некое внешнее приспособление, своего рода экзоскелет. Он дает нам силу на то, на что мы сами были бы неспособны, надо только правильно его использовать для того, чтобы почувствовать вкус другой жизни. Той жизни, которая и есть наша, христианская.
Если нам это удается, тогда нам будет жаль, что пост заканчивается, потому что душа по натуре христианка и ее влечет к христианской жизни. Но как в комнаты с улиц летит ядовитая гарь и копоть, так и душа наша покрывается копотью этого мира. Если ее не очищать, копоть разъест все. Поэтому я бы сказал, что многодневные посты для нас – это возможность почувствовать вкус христианской жизни.
Мы, христиане, пытаемся всю жизнь плыть против течения. И если не подгребать в нужную сторону, мы никуда не уплывем, нас все время будет сносить.
Пост дает возможность что-то изменить в себе в лучшую сторону во внутренней, неформальной жизни. Прислушайтесь к себе: ведь когда мы в этой жизни стараемся искренне присутствовать, она ставит перед нами новые неформальные задачи.
А если пост воспринимается как однообразное и непонятно зачем повторяющееся событие, значит, человек ни разу пост по-настоящему не провел.
Конечный смысл поста не в том, чтобы в чем-то себя урезать, а в том, чтобы освободившееся место чем-то заполнить.
Если смотреть на пост как на отказ: есть не буду, смотреть не буду, слушать не буду, – ничего не получится. Надо понять: а что же я буду делать? А я и не знаю, что я буду делать… Буду тосковать о том, что запретил себе в пост. Это действительно бессмысленная история.
Понятно, что у каждого может и должно быть свое неформальное наполнение поста (и лучше всего это обсуждать с духовником), но нужно – необходимо – богослужение. В нем все устроено для того, чтобы мы могли внутренне собраться, лучше почувствовать вкус другой жизни.
Рискну сказать, что в конечном счете дело не в том, насколько высоких духовных целей мы достигаем, а в том, насколько мы стараемся идти, не останавливаясь. Одному человеку один талант дан, другому пять или десять. Но если человек с одним талантом продвинется настолько, насколько ему позволяет его талант, и он войдет в радость Господа своего.
Великий пост дает нам войти в евангельские события. Петров пост с этой точки зрения не так легко осмыслить. Но сегодня важно все, что нам помогает оставаться христианами. В этом смысле всякий пост полезен и нужен. Слава Богу, что он есть и дает возможность не забыть о главном.
Я иногда вспоминаю замечательное место в Ветхом Завете из истории про Иосифа. Когда Авраам умирает, братья приходят к Иосифу просить у него прощения, потому что боятся, что он отомстит им – ведь это тот их брат, которого они однажды предали, продав в рабство. Но он им говорит – не бойтесь, Божий бо есмь аз.
Нам бы тоже надо помнить, что мы Божии, а мы часто забываем об этом. Мы свыкаемся с нашим привычным состоянием и думаем, что это нормально, а на самом деле ненормально – ненормально то, как мы живем за пределами храма и что мы чувствуем там, и вот пост, молитва, богослужение напоминают об этом.
Когда-то по милости Божией мне удалось соприкоснуться с жизнью дивеевских монахинь, осевших в Муроме после разгона монастыря. Одна из монахинь многие годы работала обычным врачом на санэпидстанции. Всем своим сослуживцам она писала открытки с 8 Марта, поздравляла их, и при этом была настоящей монахиней, внутренне противостоя духу этого мира. Она была Божией.
Слова о противостоянии христиан этому миру могут звучать непонятно, ведь, кажется, сейчас не те времена, наше общество к христианству настроено лояльно, даже благожелательно, по ТВ в новостях про православные праздники сообщают. Но не все так, как видится.
Пост, углубление внутренней жизни помогают почувствовать, как далеко отстоит этот мир от Евангелия.
В современном мире человек может найти много такого, что будет его утешать. Кто-то для этого, например, посещает психолога, но необходимо спросить себя, чего мы ищем. Если мы ищем внутреннего комфорта в этой жизни, то, наверное, лучше ходить к психологу. А если мы хотим почувствовать другую жизнь – жизнь за пределами этой жизни – и в ней найти утешение, то психолог нам не поможет.
Понятно, что в человеке тесно связаны духовный и душевный уровень, и они неочевидным образом переплетаются, но тот, кто сумел по мере сил провести с Христом Страстную седмицу и пережить радость Пасхи, тот знает, чем одно отличается от другого. Психолог может помочь жить в мире с людьми, но жить в мире с Богом он не поможет, потому что, для того чтобы быть в мире с Богом, надо хотя бы чуть-чуть почувствовать Его близость, а это не вопрос психологической релаксации. И снова скажу – богослужение здесь незаменимо.
Историки христианства отмечали интересный факт:
Во время гонений первохристианской Церкви наибольшее количество отпавших от веры наблюдалось не в самый разгар гонений, а после периода временного затишья. За спокойное время расслаблялась душа, разделялась на «земное и небесное», затягивали земные, житейские дела, хлопоты, которых становилось все больше, а единое на потребу – Тот, ради Кого вся жизнь, – отодвигалось за всем этим в сторону.
Поэтому используем время поста как возможность вернуться в эту другую жизнь, в которой и для которой мы родились на самом деле.