ДУХОВЕНСТВУ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ И МИРЯНАМ ТВЕРСКОЙ ЕПАРХИИ В СВЯЗИ С ПРАЗДНОВАНИЕМ
СОБОРА НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ
Возлюбленные о Господе досточтимые пресвитеры и диаконы,
боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Последние, печально известные, события в Твери всколыхнули народ, словно нарочно выводя многих людей из равновесия, сея при этом смуты и разногласия. Такие ситуации, особенно происходящие накануне Собора Новомучеников, должны заставить задуматься прежде всего о более глубинном значении этого периода, вспомнить, с чего начались и к чему привели гонения в Церкви. Когда мы вернемся в русло исторического контекста, то обнаружим, сколь тонка на самом деле «грань» между отстаиванием истины любой ценой и фанатичным притеснением, а далее – гонением, и даже предательством. Помните, что народ Божий един, он – «тело» Церкви Христовой, и горе тому, кто разъединяет его ложью и насилием.
Святые Новомученики и исповедники Российские не только словами, но и всей своей жизнью, подвигом и даже смертью оставили послание нам, ныне живущим, о сохранении православной веры в ее чистоте, о необходимости сплочения и единства народа не только перед лицом гонителей, но и перед мирскими соблазнами, междоусобной бранью. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не даром сказал: «Мы можем впасть в те же искушения, что и наши соотечественники сто лет назад, и заменить подлинную жизнь со Христом внешними проявлениями благочестия. Не дай Бог нам обмануться этой подменой! Важно не только участвовать в богослужениях и Таинствах, читать молитвы и Писание, но делать все это осмысленно, понимая, что именно мы совершаем и ради чего» (Епархиальное собрание, 21.12.2017 г.).
Здесь же, своевременным будет процитировать и Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Его послание от 1918 года, обращенное к народным комиссарам, уместно и сегодня, ибо притеснения и раздор стали разделяющим фактором между людьми в то время, когда особенно дорого сохранение мирного духа и любви между всеми нами: «Вы разделили весь народ на враждующие между собой страны и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и вместо мира искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих поставить торжество призраку мировой революции … Вы обещали свободу. Великое благо – свобода, если она правильно понимается, как свобода от зла, не стесняющая других, не переходящая в произвол и своеволие».
В те «смутные» времена люди не захотели пострадать за Христа, и вместо праведного страдания получили страшную смерть от рук революционеров второй волны революции, и смерть эта страшна была прежде всего своей пустотой. Поскольку те, кто погибал за Христа – умирали за свою веру, державу, любовь к истине, в то время как распинающие их пали немногим позже и понапрасну – их убивали «свои» же товарищи и последним для них было осознание того, что вся их жизнь, идея и недавний «триумф» были растоптаны, а понимание никчемности своей жизни и смерти было неизбежным перед их вечным концом.
Как можно понять, следствием распада подлинной веры русского народа стал и последующий распад Русской Державы: единство было разрушено и почти сломлено. Жизнь для себя, собственный эгоизм, потребление, злоба, алчность, разрозненность, привели к тому, что люди отошли не только от единения, но и от своей веры. А это, в свою очередь, привело бы не только к деградации общества, но и к смерти людей его составляющих, совершенно независимо от социального положения.
Распад, гниение, начавшиеся с мелочей, пустили глубокие «трещины» во всех областях, дойдя даже до духовенства. Законы природы, созданной Богом, просты и непоколебимы: когда исчезает нравственность, духовность, то образуется пустота – бесплотный ваккум, заполняемый только лишь страстями, грехами, искушениями, растлевающими и убивающими всё непорочное, чистое, заложенное Создателем в любого человека.
Однако, святой праведный Иоанн Кронштадтский, еще в 1907 году сказал: «Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей на костях вот таких мучеников, помни, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая – по старому образцу! Крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету Святого Князя Владимира – как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он Русский».
Сегодня, спустя многие годы с тех трагических событий, кровью Новомучеников мы «омываем» грехи и память прошлого. Огромной болью сейчас восстанавливается наше будущее и только ценой особой исторической значимости, памяти о том подвиге, мы сможем заложить основу для обновленной Державы, Святой Руси, мощь которой всегда являлась примером и опорой. Память о судьбе своего народа, развитие, вера, правильные выводы из трагических уроков эпохи – единственное, что может помочь «возродиться» нашей Родине, не сгинуть окончательно и бесповоротно.
Важно услышать предзнаменование вовремя, осознать Божий Промысел – вот чего должны мы желать прежде всего остального. Помните, что каждый несет обязательства перед нашим общим прошлым, и мы должны приложить все усилия, чтобы достичь согласия, взаимопонимания, человечности в отношениях между собой, преодолеть то, что нас разделяет и сталкивает друг с другом. Неслучайно апостол Павел учил нас, христиан, остерегаться производящих разделения и соблазны в Церкви: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но, чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» (1 Кор. 1.10-1.13). Дорогие мои! Надо беречь и ценить церковное единство, переданное нам в наследие и остерегаться тех, кто хочет нарушить его, или посеять смуту и раздор.
Вместе с Новомучениками и исповедниками Церкви Русской мы будем выражать свою любовь к Церкви и ее Главе, Господу нашему Иисусу Христу, через свои молитвы, труды и терпение скорбей. Главное, не стоит унывать на этом пути, ибо Спаситель оставил нам заповеди блаженства, которые до сих пор являют собой практическое «руководство» к подвигу. Поэтому вспомним, что «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9) и вознесем молитвы о мире среди народа и умягчении злых сердец ненавидящих нас.
В заключение, для ободрения духа, мне хочется вспомнить слова преподобного Серафима Саровского: «Но не до конца прогневается Господь и не попустит разрушиться до конца земле русской, потому что в ней одной преимущественно сохраняется еще Православие и остатки благочестия христианского… У нас вера Православная, Церковь, не имеющая никакого порока. Ради сих добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна и непреоборима, имущая веру и благочестие – сих врата адовы не одолеют».
Будем же достойно со всей стойкостью нести бремя тягот наших, чтобы не попрать кровный подвиг ушедших святых и суметь разделить «крестные» муки друг друга, чтобы любовь стала больше ненависти, а вера – больше неверия и лжи!
Храни всех нас Господь в мире и согласии на многая и благая лета!
Аминь!
САВВА,
МИТРОПОЛИТ ТВЕРСКОЙ И КАШИНСКИЙ