В экспозиции Тверской областной картинной галереи представлены картины, привлекающие особое внимание посетителей. «Напутствование князя Михаила Тверского» и «Смерть Михаила Тверского» были созданы в 1847 году художником Орловым. На них изображены последние минуты жизни благоверного князя Михаила Тверского. Но кто этот автор, оставивший свою подпись «Орловъ» на одном из полотен, не указав свои инициалы?
Исторические композиции иллюстрируют дословно житие князя, составленное игуменом Александром. В пышной повествовательной манере по всем законам академической живописи середины ХIХ века на них прославлены подвиги князя Тверского. На одной из них коленопреклоненный князь с сыном Константином внимает словам игумена Александра. Шея князя закована в колодку. Справа появляется убийца — бритоголовый золотоордынский воин с обнаженным кинжалом. Венчает картину летящий ангел с мученическим крестом. Посредством парадной торжественной композиции автор стремится к прославлению подвига любви и самопожертвования. Ради этого художник несколько грешит против исторической истины, показав палачом князя собирательный образ врага.
Вероятно, историческую программу картин составлял для художника соборный священник. В фондах Тверской ученой архивной комиссии в Государственном архиве Тверской области были найдены архивные документы – несколько листов записки о содержании пяти иp десяти предполагаемых произведений, иллюстрирующих житие князя. Стоит привести их полностью, так как они ярко характеризуют отличие литературной трактовки этой части жития Михаила Тверского и авторского видения художника: «5-я картина может изображать тот момент, когда отрок вбежал в шатер к князю Михаилу и извещает его о приближении врагов. Картина представляет внутренность шатра. Посреди его или ближе к стене накрытый стол, на котором стоит киот с иконами и лампадами; тут же лежат и священные книги; псалтырь разогнут. Князь Михаил … стоит на молитве; он на коленях и со связанными руками и с колодой на вые. Из картины должен быть схвачен тот момент, когда отрок (мальчик, слуга, одетый в простой короткий до колен зипун, и в низкой круглой шапке) с испуганным лицом и взором, выражающим ужас, вбежал в шатер и указывает в шатерную дверь правою рукою на приближающихся врагов, которые должны быть изображены на картине в отдалении, их видно в дверь шатра; … Кавгадый, князь Юрий и слуги, они ждут верхами. Князь Михаил, обративший лицо в сторону двери, смотрит с внутренним смущением в лице; он припал на одну правую ногу и оперся на нее правым локтем. 6-я картина представит момент убиения князя Михаила Ярославича. Картина может быть взята с иконы в соборе, если … есть такая: князь повержен на пол; он в шатре, княжье одеяние, как и на предыдущей картине и с колодой на вые. Слуги и убийцы его бьют ногами, а Романец вонзает ему в правый бок нож. Это происходит в том же шатре». Два написанных Орловым полотна избегли излишнего многословия и обилия деталей, которые предполагал автор программ, во имя основной идеи – помпезного прославления подвига князя по всем законам академического искусства.
Картины были помещены в соборе на столбах против алтаря. Они имели огромный успех и были опубликованы как иллюстрации к житию Михаила Тверского, составленному священником тверского кафедрального собора Александром Соколовым в 1864 г., литографированы в типолитографии Новикова гравером Эбергардом Лилье. Историк Овсянников в своем описании собора ссылается на мнение специалистов: «Их (картины) видел профессор Шевырев, занимающийся теорией искусства, когда посетил Тверь на обратном пути из своей поездки в Кириллов Белозерский монастырь, и дал в своей книге, описывающей это путешествие, самый лестный отзыв о них, как о священных изображениях, заслуживающих высокой художественной оценки» .
До разрушения тверского Спасо-Преображенского собора в 1935 г. картины находились в тверском храме. Поразившие современников, они часто использовались во второй половине XIX века как образцы для создания монументальных росписей в тверских храмах. Некоторые из таких композиций сохранились на стенах церквей в Иванищах, Семёновском, Кое, Савцыно. Иконописцы дословно копировали сюжеты популярных в народе произведений.
Много лет искусствоведы считали, что автором вышеупомянутых полотен из Спасо-Преображенского собора являлся Пимен Никитич Орлов (1812-1865), блестящий художник, ученик портретного класса знаменитого мастера исторической и портретной живописи Карла Павловича Брюллова. Он получил в 1841 г. при содействии Общества поощрения художеств возможность отправиться в Италию. Пимен Никитич поселяется в Риме, где достаточно быстро завоевывает известность своими картинами, написанными в традиционном итальянском варианте с его преувеличенной красотой в изображении персонажей и обстановки. Наличие постоянных заказов от местных жителей было очень важно для художника, так как для него это по-прежнему был основной и, пожалуй, единственный регулярный источник дохода. Большинство своих полотен Пимен Никитич Орлов выставлял в Риме и был довольно известен итальянской публике. Часть своих картин художник отсылал в Россию и на основание их, равно, как и на основание отзывов из Рима, получил в 1857 г. звание академика портретной живописи. В Россию он больше не возвращался, умер и был похоронен в Риме.
Возник вопрос, как этот бытописатель и портретист золотой молодёжи, не выезжая из Италии, мог написать по заказу тверского купца А.И. Сутугина картины большого размера для тверского кафедрального собора? Возможно, путаницу создал сам автор, который не оставил инициалов у своей подписи. Да и его современники, восхищаясь мастерски написанными полотнами, не упоминали его имени, писали просто «художник Орлов».
Загадка разрешилась научным сотрудником Государственной Третьяковской галереи доктором искусствоведения Светланой Степановной Степановой. Она изучила хранившиеся в галерее работы художника Ивана Петровича Орлова, и нашла в архивах документы, бесспорно свидетельствующие о том, что именно он является автором знаменитых тверских картин. Помогло и сравнение подписи, оставленной художником на полотне «Смерть Михаила Тверского», с его подписью на картине «Благословение на брак» из фондов Третьяковской галереи. Топография автографов художника не оставляет сомнения в их тождественности.
Орлов Иван Петрович (1815-1861) родился в селе Нестерово Старицкого уезда Тверской губернии. Он был сыном церковнослужителя, вольноотпущенный из государственных крестьян. Учился в Художественном классе в Москве (1837-1841). В 1939 г. Академией художеств ему было дано звание свободного художника портретной живописи за картины «Девица с гадальщицей», «Прометей» и «Старик»; в 1840 г. за отличные успехи в живописи он получил от Императорской Академии художеств звание неклассного (свободного) художника. В 1840-е гг. И.П. Орлов преподавал во 2-й Рисовальной школе в Москве. В 1842 г. за картины «Пасха» и «Исцеление расслабленного» он был награжден малой серебряной медалью. Излюбленными мотивами художника были сцены народной жизни, писал он и портреты современников. Его жанровые и портретные композиции практически не сохранились.
В Третьяковской галерее хранится картина И.П. Орлова 1844 г. «Благословение на брак», изображающая жанровую сценку в интерьере крестьянского дома. Это эскиз картины, экспонированной на одной из выставок в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Выявлена еще одна его работа – портрет А.А. Козлова, созданный в 1850-е годы. В Отчетах совета Московского художественного общества за 1847 г. отразилось большое событие, когда училище было «осчастливлено» посещением его императорского высочества, президента Академии художеств герцога Максимилиана Лейхтенбергского, «при чем особого внимания его высочества удостоились картины свободного художника Ивана Орлова, изображающие: исповедь Великого князя Михаила Тверского перед кончиною и убиение его а Орде, — написанные, по заказу, для Тверского Соборного храма». Эта страница отчета ставит точку в истории авторства знаменитых картин с изображением последних минут жизни благоверного князя Михаила Ярославича Тверского.
Конечно, на творческую манеру мастера оказал влияние кумир художников этого времени – Карл Брюллов, которому Иван Орлов подражал, работая над картинами из жизни Михаила Тверского. Как уроженец тверского края, мастер, несомненно, хорошо знал житие великого князя Михаила Тверского, поэтому взялся за выполнение этой работы.
Н.А. Майорова, искусствовед