15.02.2024 | Церковь и мир

Первый епископ Тверской и его время

735 лет назад 3 февраля (по новому стилю 16) в Спасо-Преображенском соборе Твери «на правой странѣ посторонь столпа подле церковные стѣны» был похоронен первый епископ Тверской Симеон.

Конявская Елена Леонидовна — доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, автор многих работ по источниковедению Древней Руси, текстологии, летописанию, истории древнерусской литературы.

С ее разрешения публикуем на нашем сайте статью о епископе Симеоне, написанную для Большой Российской энциклопедии, с ссылками автора  на научные работы других ученых  по истории Тверской земли.

На Полоцкой кафедре

Епископ Симеон в 3-й четверти 13 в. занимал Полоцкую кафедру. Данные о деятельности Симеона в Полоцке скудны и в основном сомнительны, поскольку содержатся в поздних малодостоверных источниках. Единственным бесспорным памятником, связанным с деятельностью Симеона этого времени, является «Семена епископа тферьскаго наказание» князю Константину. В 1-й редакции памятника князь назван «полоцким князем Константином Безруким» («Наставление». 2007), в Особой редакции памятника князь указан просто как «Константин», без указания прозвища и места княжения (Кучкин. 1969. С. 249–251). Как обоснованно предположил В. А. Кучкин, текст Особой редакции, возможно, был частью некоего поучения, написанного самим владыкой. Согласно анализу ряда актов, связанных с Полоцким княжеством, проведённому А. В. Кузьминым, речь, скорее всего, идёт не о полоцком, а о витебском князе Константине Ростиславиче Безруком (Кузьмин. 2007. С. 39–41) и, соответственно, беседа могла иметь место уже в «тверской» период деятельности Симеона, что является дополнительным аргументом в пользу мнения Кучкина о том, что этот памятник был составлен именно в «тверской» период деятельности епископа. Правление же полоцкого князя Константина, по всей вероятности, имело место в 1240–1250-х гг. В тоже время «тверским» Симеон назван лишь в заглавии, которое нередко бывает самым подвижным элементом памятника и зависит от воли составителя и даже переписчика сборника. Не исключён вариант, что позднейший редактор определил владыку по его последнему месту службы.

Собственно «Наказание» представляет собой краткое повествование о беседе владыки Симеона и князя (согласно 1-й редакции, на княжеском пиру). На вопрос князя «Владыко, кде быти тивуну на ономь свете?» епископ ответил: «Кде и князю!», поскольку вменял ему ответственность за душевные качества и действия тиуна. Это вполне достоверная деталь, т. к. владыки на княжеские пиры приглашались и именно на пиру публично князь мог задать такой вопрос, никак не ожидая подобного ответа. В результате эта достаточно яркая ситуация запомнилась и в конечном счёте оказалась записанной. По справедливому замечанию М. В. Корогодиной, этот текст неверно атрибутировать самому Симеону, а нужно трактовать как «исторический анекдот», поскольку во всей рукописной традиции памятника о Симеоне говорится в третьем лице.

Переезд в Тверь и деятельность на Тверской кафедре

По всей видимости, во 2-й половине 1260-х гг. Симеон покинул Полоцкую кафедру и переехал в Тверь, где возглавил учреждённую по инициативе тверского князя и великого князя владимирского Ярослава Ярославича Тверскую епархию. Хронологические рамки создания епархии укладываются в период между 1265 г., когда тверской князь получил великокняжеский стол, и не позднее 2-й половины 1270 г., в конце которого великий князь уехал в Орду. Известно, что митрополит Киевский и всея Руси Кирилл II(III) и ранее поддерживал Ярослава Ярославича, а потому, можно думать, пошёл навстречу князю и одновременно полоцкому епископу, всё время находившемуся в условиях противостояния различных политических сил в борьбе за полоцкий стол. Возможно, переезд Симеона пришёлся на 1267 г., когда после гибели князя Герденя из Полоцка бежали сторонники последнего, спасаясь в стабильной и безопасной Твери, однако не исключено, что это случилось и несколько позже. Учреждение Тверской епархии стало важнейшим шагом Ярослава Ярославича, который укрепил церковно-организационную самостоятельность Твери и нашёл деятельную поддержку в этом у 1-го тверского епископа.

Впервые в источниках Симеон упоминается при описании кончины и похорон Ярослава Ярославича в 1271 г. в Симеоновской летописи. Согласно ей, «и везоша и на Тферь епископъ Семенъ и игумени». Из этого сообщения можно сделать вывод, что Симеон действовал уже как тверской епископ, поскольку он принял решение о захоронении князя в Твери, в главном тверском храме Космы и Дамиана, хотя его отец, великий князь владимирский Ярослав Всеволодович, и старший брат, закончившие свою жизнь великими князьями владимирскими, были похоронены во Владимире. Это имело большое значение для Твери как теперь уже церковного центра, со своим некрополем правителей.

В то же время среди участников церковного собора 1273 г., состоявшегося по инициативе митрополита Киевского и всея Руси Кирилла II (III), он упомянут как епископ Полоцкий. Возможно, что к моменту проведения Собора 1273 г. Симеон мог быть избран (наречён), но ещё не поставлен на новую кафедру.

В 1285 г. вместе с тверским князем Михаилом Ярославичем и его матерью, великой княгиней Ксенией, заложил в Твери, на месте храма Космы и Дамиана, кафедральный Спасо-Преображенский собор – 1-й каменный храм в Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия. В 1287 г. освятил «малымъ священiемъ») ещё не оконченный собор, служил в нём, в то время, когда строители продолжали свою работу.

В распоряжении Симеона были переданы земли Владычного двора в Твери (располагался в кремле, недалеко от княжеского дворца, на северо-восток от кафедрального собора), а также волость Олешня в Тверском княжестве (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 483), находившаяся вблизи Ржевы и Зубцова, южнее последнего.

Сохранился текст поучения, который приписан Симеону в рукописи тверского происхождения (определяется по выходной записи): «Слово епископа Тверьскаго Семиона» Поучение обращено к монастырской братии. При Симеоне началась летописная работа при владычной кафедре.

Подавляющее большинство летописей, упоминающих о смерти Симеона, относят её к концу 6797 (1289/1290) мартовского года. Исключение составляют Симеоновская летопись и Никоновская летопись, согласно которым он умер в конце 1288/1289 мартовского года.

В кратком летописном некрологе говорилось, в частности, что епископ «учителенъ и силенъ книгами».

Был похоронен 3 февраля 1290 г. в Спасо-Преображенском соборе Твери, «на правой странѣ посторонь столпа подле церковные стѣны».

Канонизация

Местное почитание Симеона началось, по-видимому, вскоре после его смерти. В рассказе под 1399 г. о реконструкции Спасо-Преображенского собора в перечислении тверских епископов Симеон назван блаженным и приснопамятным. Канонизация подтверждена включением его имени в Собор Тверских святых, празднование которого было возобновлено в 1979 г. В 2016 г. получил общецерковное прославление.

Дни памяти: 3 февраля (ст. ст.), в Соборах Белорусских святых (3-е воскресенье после Троицы), Тверских святых (1-е воскресенье после 29 июня ст. ст.), Всех святых, в земле Русской просиявших (2-е воскресенье после Троицы).


На снимке: миниатюра из Лицевого летописного свода. 16 в. Епископ Тверской Симеон освящает ещё не достроенный Спасо-Преображенский собор в Твери.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.