10.07.2020 | 

ПЕРЕЗАГРУЗКА ЦЕННОСТЕЙ

О поведении верующих во время эпидемии рассуждает духовник городского духовенства, председатель Епархиального отдела по тюремному служению, настоятель церкви в честь праведного Лазаря четверодневного г. Твери (кладбище Дм. Черкассы) протоиерей Михаил Беляев

– Какие впечатления от болезни, как так получилось?

– Болезнь, как говорят отцы Церкви, – это есть посещение Божие. Что это посещение Божие, на своем опыте я в этом убедился однозначно. Переживания внутренние, то, что рождала душа во время болезни, они весьма интересны.

Во первых, конечно же, это покаяние в своих грехах и просьба к Богу, чтобы Господь принял эту болезнь в очищение от многих грехов и страстей. Надо сказать, что в первые дни болезни, которые были ознаменованы температурой 38.8, под 39, пропало чувство голода – не хотелось есть, пропал интерес к самой жизни как таковой. Многие это ощущают, когда наступает особая кризисная фаза болезни, самые тяжелые дни, два–четыре дня. Нежелание общаться ни с кем, потому что это вызывает тяжелое напряжение. Можно общаться в такие моменты только с теми людьми, которые оказывают тебе какую-то медицинскую помощь или поддержку.

Когда люди заболевают и отказываются от общения, это не значит, что они на Вас обиделись. Это значит, что им просто очень тяжело, и их нужно оставить в покое, но только следить, чтобы лечение проходило качественно.

Интересно то, что в момент первых дней заболевания ничто душу не радовало. Те страсти, которые присущи душе человека, они все как бы отошли.

Как только болезнь стала отступать, появился голод, появилось желание поесть и попить, пообщаться, что-то почитать. Кстати, желание читать было в первые дни болезни просто отсечено. Осталось только одно воздыхание «Господи, помилуй», больше ничего с уст не срывалось. Можно было только лежать, спать, это тоже доставляло если не мучение, то некий такой дискомфорт, потому что и это было нелегко. Во время этой болезни врачи прописывают лежать на животе, потому что легкие раскрываются более полно, работают более качественно. Эта рекомендация врачебная тоже не для всех привычна и легка.

Болезнь дает некую перезагрузку, переоценку ценностей. Начинаешь понимать, как легко и быстро можно всего лишиться. Почему это произошло со мной, с нами? Во-первых, если провести параллель, как духовные заболевания, так и такие телесные, они зачастую рождаются вне нашей страны. Допустим, идеи революции родились вне нашей страны, но наш народ очень сильно ими заболел. То же самое с коронавирусом, он не из нашей страны, это как некая сеть-поветрие было накинуто на наш народ. И как говорится, начало суда с Дома Божия.

Многие были в недоумении, когда Святейший Патриарх Кирилл призывал народ воздержаться в дни пандемии от посещения церквей. Многие даже осуждали Святейшего за то, что он так говорил, потому что не понимали насколько серьезна и опасна болезнь, насколько опасно вирус приступает к нам для нашего искушения. Действительно есть люди, которые имели какие-то побочные заболевания: онкология, сердечная недостаточность, сахарный диабет в тяжелой форме, – они не выжили, они покинули этот мир под действием вируса, который ускорил их кончину.

Это очень опасное заболевание. К счастью, наши врачи выработали методику лечения этой болезни, и кто попадал к ним в руки, попадал в надежное место. Народ оценил невидимый труд наших врачей, которые встали на передовую лицом к лицу к смертельно опасному заболеванию, которое не щадило и самих врачей. Многие из них, заболевая, оставались у себя в больнице, переболевая сами, лечили своих пациентов. Многие не уходили домой, жили там и ночевали. Были те, кто малодушничали и уходили, оставляя свои посты. Основная масса врачей все таки встала на защиту, на борьбу с этим вирусом.

Сейчас кумиры поменялись у людей. Люди поняли насколько важно быть врачом и как труд врачей полезен для нашего народа.

Конечно, сидеть дома на карантине, это тяжело, нелегко. Но люди оберегают свое здоровье и здоровье своих близких, сохраняют медицинские ресурсы, дают возможность своей душе искуситься вынужденным затвором.

– Почему в церкви так много заболевших или это так кажется?

– Думаю, что это мнимая и кажущаяся ситуация, что так в церкви много. Просто в церкви коллективы на виду. Мне известно, что и офицеры многие переболели. В администрации города и области много переболевших, хотя их там проверяют, при 37 градусах работника уже не пускают, отправляя к врачу.

А мы в церковь пускали всех. Да, обработка для рук и разметка, маски, всё было, но, как показал опыт, этого недостаточно.

Человек так устроен, когда у него появляются первые признаки ОРЗ, а эта болезнь именно так начинается, то многие думают, что его где-то продуло, ну простыл, не подозревая, что это тот самый вирус. Когда я своему врачу сказал о своих симптомах, он сказал мне: «Батюшка, не прельщайтесь, лечитесь сразу, как от коронавируса, потому что другого варианта быть не может». Я смирился, послушал его, сразу пошел на КТ, мне прописали рецепт, когда увидели, что 20% поражения легких, прописали уколы, витамины, цикл упражнений, массаж, режим дня, и я ушел на самоизоляцию.

– Если бы люди очень твердо верили в Бога, то и болезнь, наверное, мимо прошла бы, по слову Евангелия «аще и что смертно испиют, не вредит их»?

– Думаю, что здесь слова Евангелия, надо воспринимать не из этого контекста. Господь сказал «власи Ваши изочтены все суть» и «в мире скорбны будете, но дерзайте, яко Аз победил мир». В Священном Писании говорится, что люди будут умирать от чаяния грядущего на Вселенную, будут и болезни, и моры, глады и пагубы, и землетрясения, и войны, все это обещано, но дерзайте, не бойтесь, поднимите главы ваши, близ буду Я, Господь говорит. Христианин должен помнить, что без воли Отца Небесного волос с главы не падет. А о вере сказано, если ты будешь иметь веру такую, что будешь горы переставлять, и мертвецов воскрешать, а любви не будешь иметь, то грош цена такой вере. Поэтому помимо веры надо иметь еще и любовь.

– Какую пользу принес коронавирус? Одни говорят, что стали серьезнее относиться к походам в церковь, серьезнее относиться к своей молитве. С другой стороны, мы наблюдаем боязнь приходить в храм, леность в молитве, в доброделании.

– Хочется вспомнить библейский сюжет, когда беззакония на земле умножались, Господь посмотрел на землю и увидел, что она вся смердела. И только Ной со своим семейством обрел благодать. Бог решил очистить землю от беззакония, наслав воду на землю – потоп. И только семья Ноя спаслась от потопа. Но вот третье поколение после Ноя. Богословы говорят, что наречение сына Хамом, было сигналом к тому, что люди отвращаются от Бога. Боюсь, что сейчас мало, что изменится. Первые дни, год, полгода, да, люди еще, может быть, будут помнить эту скорбь, но, к сожалению, как хорошее, так и плохое быстро забывается, и жизнь пойдет своим чередом.

Люди снова войдут в состояние своей естественной и ежедневной обычной брани, опять будут в суете, все встанет на свои круги. Здесь все будет зависеть от личности каждого человека, от трезвения: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа», т.е. притухшим к добрым делам, заснувшим греховным сном. Поэтому нам надо бодрствовать.

– Сейчас появилось много обвинений к тем, кто мог, придя в храм, заразить служащих и молящихся.

– Сам человек, который был уже инфицирован этим вирусом, он мог этого и не знать, мог списать на ОРЗ, т.е. его вина только в том, что он не знал, что с ним происходит. И опять же наши самоуверенность и самонадеянность, что с нами этого не случится. С другой стороны, конечно же, гордым Господь противится, а смиренным дает благодать. Здесь опять же не надо никого осуждать. Потому что в эту воду – беду, которая началась – надо было войти. Самое главное, чтобы мы из нее вышли с христианским достоинством. Если есть силы кому-то помочь, финансовую помощь оказать на лечение – окажите, не жалея в этот момент ничего, чтобы именно ты не оказался тем священником, шедшим мимо израненного человека, впавшего в руки разбойников, или левитом, не протянувшим руку. Окажи заболевшему, как самарянин, какую-либо помощь: деньги на телефон положи, продукты принеси, лекарство оплати, т.е. сделай доброе дело, но, ни в коем случае, не осуждай, памятуя то, что и мы не без греха.

На нашем приходе моя старшая помощница сказала, я никого не осуждаю, я за все благодарю Бога. Слава Богу, она сейчас на стадии выздоровления. Другие мои соратники по приходу тоже благодарят Бога. Певчий мне сказал так: «батюшка, эта болезнь нам за то, что мы отслужили все страстную седмицу, всю пасхальную седмицу без сокращения, это нам месть диавола, чтобы мы за это пострадали». Никого не осудил.

– Главный вывод для себя, для других?

– Сердце свое надо перемещать в Небесное Царство, не привязывать его к земле, видя, как мы теряем, как на войне, своих друзей, соратников. Теряя людей, в том числе и от этого заболевания, понимаешь, насколько мы здесь на земле временны и уязвимы, и насколько всякий человек для нас дорог. Именно самая великая ценность – это человек, тот, ради кого пришел на землю Господь. Поэтому надо беречь друг друга. Я оценил дружбу супружескую, именно ценность своей жены, которая была верной подругой в эти дни и лечила меня, делая уколы. Я оценил преданность друзей, которые поддержали меня, как финансово, так и словом, морально. Я оценил то, что, когда я в малом количестве делал добрые дела, так они вернулись мне поддержкой в трудную минуту. Это очень и очень важно.

И самое главное – никого не осуждать. По большому счету мы не виноваты, что эта болезнь есть. Болезнь – есть предтеча смерти, а в этом причина – первородный грех человека. Эта тайна, которую даже отцы не совсем понимают. Что случилось в раю, как могло произойти таинство греха, который победил только Сам Сын Божий, восприняв человеческое естество? Как Ева могла довериться врагу, как могла искуситься, как Адам мог ее послушать, и как он не попросил прощения у Бога?

Бог захотел спасти человека, приняв человеческую плоть, пострадав, умер, воскрес, вознесся и сказал, что опять придет, чтобы спасти именно человека.

Поэтому самое ценное, что у нас есть – это наша душа, это наши близкие люди, которых нужно любить, не тиранить их, а дарить им любовь, мгновения любви жизни, делать им добрые дела, говорить им ласковые слова, делать их жизнь легче, насколько это возможно в наших силах.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.