21.06.2021 | Епархия

Освящение храма Живоначальной Троицы в Уницах

В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», против учения еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.

21 июня, в День Святого Духа, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил освящение храма и центрального престола в честь Живоначальной Троицы села Уницы Кашинского района, а затем первую после освящения Божественную литургию. Архиерею сослужили благочинный Кашинского церковного округа, настоятель церкви протоиерей Александр Рычков, духовенство епархии.

Главная храмовая икона Пресвятой Троицы была украшена живыми цветами. Зелёное убранство церкви и облачение священнослужителей в этот день символизировали цвет обновления, оживотворения, что созвучно освящению или обновлению церкви. В день освящения церкви архиерей совершает службу обновления, когда церковное здание становится местом соборной молитвы и соборного участия в Таинстве Евхаристии.

После Евангельского чтения митрополит Амвросий обратился к прихожанам с проповедью:

«Когда мы собираемся во имя Христа, когда мы собираемся как христиане, мы должны становиться тем пространством, в котором действует Святой Дух. И это собрание не означает лишь участие в богослужении, ведь христианами мы являемся всё время, а не лишь находясь в храме. Если мы собираемся, чтобы вместе помочь нуждающимся, уже это само наше желание помочь и наше присутствие может для кого-то стать большим утешением, а значит, присутствием Святого Духа. И с этого малого утешения для человека может открыться новая жизнь. Будучи в отчаянии, он может вновь почувствовать желание жить, потеряв веру в хоть какое-то добро, он может наконец воспрянуть, почувствовав то сердечное тепло, которым мы готовы с ним поделиться.

А для этого, несомненно, необходимо это тепло в себе возгревать, взращивать те семена любви, которые Бог непрестанно сеет в наши сердца Духом Святым. Ежедневно призывая Утешителя Духа Святого в нашу жизнь, постараемся стать Его сосудами. Теми, посредством кого Бог действует в этом мире. И тогда, несмотря ни на что, мир этот будет наполняться любовью и присутствием Христа везде и повсюду, куда мы готовы будем их нести».

После сугубой ектении архиерей прочитал молитву об избавлении от коронавирусного поветрия. На Херувимской песни архипастырь помянул о здравии и об упокоении тех, за кого через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении.

После богослужения митрополит Амвросий поздравил собравшихся с престольным праздником, со знаменательным днём освящения храма:

«Сердечно поздравляю вас с днём Святого Духа и с освящением храма Живоначальной Троицы. Поздравляю вас, а также всех жителей села Уницы — и тех, кто сегодня пришёл к нам, и тех, кто ещё не пришёл, и тех, кто не услышал и не узнал о сегодняшнем богослужении, и тех, кто знал о нём, но остался вне торжества. 

Сегодня здесь совершилось великое событие. Освящение храма — это начало его жизни. Если строго подходить  к соблюдению церковных правил, церковного устава и традиции, то именно с освящения храма начинается служение Божественной Евхаристии 

Для Греции или Балканских стран, Сербской Православной Церкви, Элладской Церкви практически немыслимо, чтобы в неосвящëнных храмах совершалась Божественная литургия и другие Таинства. Там существует как бы два этапа. Сначала храм строится. Потом он торжественно открывается. Совершается молебное пение. Люди радуются, организуют праздник, приглашают именитых гостей, устраивают трапезу и концерт, благодарят строителей и жертвователей. А затем, через какое-то время, приглашаются архиерей, духовенство, миряне и совершается освящение храма. И только после того, как престол освящён и в него положены мощи мучеников, совершается первая Божественная литургия. 

В советское время там, где храмы и монастыри были разрушены, священнослужители — совсем немногие, потому что немного тогда их осталось, только самые дерзновенные из немногих — стремились совершить Божественную литургию. Они брали с собой антиминс, некоторые даже устраивали временный престол — небольшую дощечку, на которой антиминс раскладывали. Бывало даже так, что один человек держал этот антиминс, а другой служил. Литургия сокращалась очень сильно, чтобы можно было успеть ее совершить до того, как кто-то заметит, что совершается, с точки зрения советского законодательства, беззаконие. 

Таким образом Литургия служилась на Соловках, на Валааме, в тех местах, где проводились экскурсии. И до того, как приходил экскурсовод, или завидев очередную группу, священнослужитель из Ленинграда совершал тайно Божественную литургию, которая в основном состояла из начального возгласа “Благословенно Царство”,  Апостольского и Евангельского чтения, Евхаристического канона. Заканчивалась Литургия Причащением и отпустом. На неë уходило минут 25–30. Это были годы гонений. В 90-е годы, когда открывалось множество храмов и жизнь общины нужно было начинать именно со служения Литургии, в такие храмы благословлялся антиминс. Литургия совершалась, а храм подчас оставался неосвещëнным долгие годы. 

Вот такая же история случилась и с этим храмом Живоначальной Троицы. Когда вчера я знакомился с его историей и когда видел фотографии и прежде бывшего, и потом уже почти разрушенного, и уже воссозданного храма, я, конечно, с одной стороны, удивлялся безумию тех людей, которые пытались разрушить эту святыню и это красивейшее с точки зрения архитектуры здание. А с другой стороны, изумлялся милости Божией и вере и ревности настоятеля и тех людей, которые пришли сюда на развалины. Здесь проведена колоссальная работа. Да, на неё потребовалось много лет. Но она делалась с большой любовью и с огромным вкусом. И здесь действительно всё, как бы мы сейчас сказали на современном языке, очень стильно сделано, очень красиво. Здесь приятно молиться и приятно находиться. Здесь всё устроено очень гармонично. И даже эти не оштукатуренные до конца и не приглаженные до блеска стены — они тоже являются изюминкой этого храма, потому что гармонируют и с прекрасным величественным паникадилом, и с великолепным иконостасом. 


Сердечно благодарю Вас, дорогой отец Александр, за те труды, колоссальные труды, которые Вы здесь совершили вместе со своими помощниками. Наверное, придя сюда, даже в начале этого пути Вы и не надеялись увидеть то, что сегодня здесь есть. 

Литургия совершается в этом храме не так часто, потому что отец Александр сейчас настоятельствует в храме Вознесения Господня в Кашине и является ещё благочинным Кашинского округа. Там он тоже приводит в порядок храм. К сожалению, людей не так много сюда ходит. Но мне бы хотелось, чтобы, видя этот храм, зная о том, что он освящён, что в нём бьётся сердце Церкви Христовой, люди приходили сюда, молились, исповедовались, причащались, крестили своих детей и внуков, венчались. Ведь это удивительный дар, которого были лишены наши с вами бабушки и дедушки, когда храм был разрушен. А мы сегодня имеем это, но, к сожалению, не всегда ценим. 

Благодарю Вас, дорогой отец Александр, за быструю подготовку освящения центрального престола это храма. Храм трëхпрестольный. Это говорит о том, что люди, прежде создавшие этот храм, были глубоко верующими. Для них было важно устроить ещё и приделы, в которых тоже совершались богослужения. Придёт такое время, когда эти приделы тоже, даст Бог, освятим. И самое главное, чтобы они были востребованы в церковной жизни общины Живоначальной Троицы села Уницы».

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Справочная информация:

На освящении храма и Литургии митрополиту Амвросию сослужили: протоиерей Александр Рычков, иеромонах Агапит (Евдокимов), священник Вадим Фомин, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, иеродиакон Геласий (Чистяков), диакон Филипп Исломов, диакон Игорь Наумчик.

За богослужением пел молодёжный хор Тверской епархии под руководством Феодоры Фаерман.

***

Святой Дух — одно из Лиц Пресвятой Троицы, Единого и Неделимого Бога. Святой Дух — выразитель Сына Божиего, рождаемого в вечности от Бога Отца. Священное Писание ясно показывает, что Дух есть Бог и что Дух неразрывно связан с Сыном: «Христос рождается — Дух предваряет; Христос крестится — Дух свидетельствует; Христос искушаем — Дух возводит Его (в пустыню); Христос совершает чудеса — Дух сопутствует Ему; Христос возносится — Дух преемствует».

В силу Своего Божественного вездеприсутствия Святой Дух может пребывать и в уверовавшем во Христа человеке, сообщая ему доселе неведомое познание Бога, приобщая его к полноте всеблаженной Божественной жизни. Божественные действия в человеке часто именуются благодатью Святого Духа, поскольку Святой Дух непостижимо вселяется в человека, обитает и пребывает в нём.

Молитва Святому Духу: Царю Небесный,/ Утешителю, Душе истины,/ Иже везде сый/ и вся исполняяй,/ Сокровище благих/ и жизни Подателю,/ прииди и вселися в ны,/ и очисти ны от всякия скверны,// и спаси, Блаже, души наша.

***

Троицкая церковь в Уницах была построена в 1737 году на месте древнейшей, тоже деревянной, пришедшей в ветхость. Ртищевы, согласно данным архивов, владели Уницами на протяжении нескольких веков. Они были государевыми служилыми людьми. Очевидно, им принадлежали две иконы работы царских изографов (мастерская Оружейной палаты Московского Кремля) середины XVII века, взятые из храма в середине 1960-х годов в коллекцию икон музея им. Андрея Рублева.

Пожар, уничтоживший храм в 1907 году, послужил причиной постройки нового кирпичного храма. С благословения правящего архиерея, активистам пострадавшего прихода был разрешён сбор пожертвований. Кроме того, в праздник Покрова во всех храмах епархии был объявлен денежный сбор в пользу строительства церкви в селе Уницы. Две тысячи рублей было пожертвовано Государем Императором Николаем II. Крупное пожертвование (3000 р.) было сделано по завещанию помещицы Униц М.Е. Тарновской.

В 1909 году Тверской губернский архитектор В.Ю. Назарин представил окончательный вариант проекта каменного трёхпрестольного храма со звонницей в селе Уницы. Строительство храма продолжалось с 1910 по 1915 год. При реставрации храма в 90-х годах XX века на месте одного из престолов была найдена медная доска с памятной надписью о строителях и пожертвованиях.

Сохранилось мало сведений по истории храма в годы самых тяжёлых гонений советской власти на Церковь. Известно, что один из строителей храма — отец Михаил Соколов — в 1930 году был изгнан вместе со своей семьей из церковного дома, который был раскатан на бревна. Отец Михаил оставался настоятелем до своей кончины в 1934 году. В том же году епископ Бежецкий Григорий (Козырев) назначил на приход его брата, протоиерея Василия Соколова, только что вернувшегося из ссылки, которую он отбывал в Казахстане. Власти закрыли храм и превратили его в зерносклад.

В начале 1980-х годов при постройке в Уницах крупного совхоза были выделены средства для реставрации храма и переоборудования его в музей трудовой славы. Эти работы, прекратившиеся с началом «перестройки», пагубно сказались на состоянии церкви: храм на целое десятилетие остался без крыши, осыпалась штукатурка, были утрачены росписи.

В конце 1990-х годов храм был передан общине верующих, в нём возобновилась литургическая жизнь и начались реставрационные работы. Силами прихода и немногих благотворителей в первую очередь покрыта крыша и восстановлены все семь куполов. На них установлены кресты (новые вместо утраченных). Снаружи и внутри храм оштукатурен, вставлены новые окна и двери. Окна в центральном объёме расписаны витражными красками. Сделаны новые полы из природного камня (доломит). В 2003 году для звонницы храма были приобретены пять колоколов от 7 до 100 килограмм. В течение 10 лет (по мере поступления средств) продолжались работы по сооружению резного белокаменного иконостаса. В церкви устроено газовое отопление.

На приходе организована помощь малоимущим и инвалидам. С помощью прихожан и сотрудников школы распределяются предметы быта, одежда, постельное белье, игрушки, школьно-письменные принадлежности, продуктовые наборы, которые привозят волонтеры Подольского движения «Милосердие» и благотворительного фонда «Купола». Благодаря им все школьники получили новые коньки, лыжи с ботинками и другой спортинвентарь.

Прихожане храма посещают одиноких стариков, помогают им добраться до храма по воскресным и праздничным дням. (Для этого храм предоставляет автотранспорт.) При помощи волонтеров налажена адресная помощь в виде продуктовых посылок.

В 2014 году храм принял несколько семей беженцев из Украины. Прихожане приютили у себя украинские семьи, сделали временную прописку, помогли с трудоустройством, оформлением документов.

На постоянной основе осуществляется взаимодействие с домом престарелых «Петровское». Это взаимодействие курирует социальная служба Кашинского благочиния, сотрудники которой организуют посещение стариков священником и прихожанами храма. Совершаются Таинства Исповеди и Причастия. В доме престарелых силами прихода и школьников села Уницы организуются концерты. Священник Троицкого храма проводит занятия с детьми в школе и в детском саду села Уницы.

Пресс-служба Тверской епархии

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.