03.12.2022 | Церковь и мир

Опыт педагогической реализации смысловой структуры церковного экологического парка

В докладе кандидата богословия, заведующего кафедрой библеистики Московской духовной академии, доцента Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доцента Коломенской духовной семинарии протоиерея Олега Мумрикова предлагается одна из возможных смысловых концепций современного приходского экологического парка, построенная, с одной стороны, на основе ряда аспектов библейско-богословского учения о человеке и мире, с другой — учитывающая самые актуальные практические аспекты духовно-нравственного, экологического, эстетического, физического и семейного воспитания.

Церковный экологический парк как инновационное средство религиозного образования

Как известно, в православной антропологии наряду с дихотомией — учением о телесно-душевной природе человека, не вступая в противоречие с ним, но детализируя его, сосуществует и трихотомия. Она указывает на особую, высшую часть души — дух. Дух может характеризоваться как «жажда Бога», способность к богообщению, восприятию Божественной благодати: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12); «И ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока» (1 Сол. 5:23). При этом, как мы видим из приведенного текста св. ап. Павла, духовное, душевное и телесное всегда пребывают в неразрывном единстве.

Сам же богоподобный человек, имеющий, подобно тварному космосу, иерархическое устроение[1], в богословии именуется не только «микрокосмом» (малой «моделью» вселенной), но и «макрокосмом» («великим в малом») [2, с. 30-38; 3, сс. 166-171], ибо вселенная творится ради человека, отражает уровни его бытия, в нем достигает полноты и им увенчивается.

В свою очередь нерукотворный тварный космос — это «Книга естественного откровения», «послание» Творца, обращенное к человеку: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их…» (Пс. 18:2-4); «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы…» (Рим. 1:20). Весь тварный мир с богословской точки зрения — сфера смыслов, открытие Божественного Замысла, лежащего в основе мироздания.

Рукотворное литургическое храмовое пространство — среда, где Бог и человек вступают в диалог любви. Это не просто молитвенное здание, но также всегда пространство открывающихся смыслов. В христианской традиции храм одновременно является и образом мира, и образом человека [5, сс. 18-19; 6, сс. 439-440]. В самой структуре храма, в комплексе росписей, убранства усматривается указание на иерархическое устройство космоса. «Внутреннее пространство византийского храма благодаря мозаикам, фрескам и другим священным изображениям было организовано так, чтобы воспроизводить все многообразие духовного и материального мира. Священные изображения делали пространство храма духовно насыщенным: они представляли тот идеальный мир, по образцу которого устроен тварный космос», — отмечает митрополит Иларион (Алфеев) [1]. Что касается символического отражения в храмовом пространстве образа человека, то об этом в своей «Мистагогии» преподобный Максим Исповедник учит так: «Святая Церковь Божия есть человек; алтарь в ней представляет душу, божественный жертвенник — ум, а храм — тело. Потому что Церковь является образом и подобием человека, созданного по образу и подобию Божию. И храмом, как телом, Она представляет нравственную философию; алтарем, словно душой, указывает на естественное созерцание; божественным жертвенником, как умом, проявляет таинственное богословие» [10].

 При учете всех вышеизложенных богословских аспектов — антропологической трихотомии, взаимосвязи мира и человека, благовестия «Книги природы», символического одновременного отображения в храмовом пространстве космоса и «венца творения» — нам пришла идея реализовать особым образом и смысловую структуру первого в России церковного экологического парка при храме св. мч. Уара в пос. Вешки Мытищинского округа Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии[2].

Непростой и, как выяснилось, никак и никем не проработанный вопрос о том, что же такое «экологический парк», а тем более «церковный экологический парк», какие задачи он выполняет, нам удалось решить в специальной публикации [4]. Здесь же мы детально остановимся именно на смысловой структуре приходского экопарка, которая с Божией помощью была полностью реализована церковной общиной.

Суть идеи заключается в том, что согласно трихотомическому порядку, во-первых, экологический парк должен быть местом молитвы, образом нерукотворного храма под открытым небом, во-вторых — «училищем душ человеческих» [8, с. 9], в-третьих — служить укреплению телесного здоровья.

Духу — высшей части человека, ответственной за богообщение, соответствует следующее наглядное воплощение.

  • «Тропы заповедей Божиих Ветхого и Нового Заветов», через которые Бог-Законодатель обращается к человеку. Заповеди вырезаны на деревянных дощечках на русском языке в славянской стилизации и последовательно укреплены на столбиках слева и справа вдоль двух троп. Каждая из тропинок достигает в длину около 200 метров.
  • «Тропа Пресвятой Богородицы», пролегающая по периметру экопарка на протяжении километра, состоит из 16-ти остановок. Они оборудованы иконами и соответствующими напечатанными молитвенными обращениями. Все иконографические изображения выполнены в едином традиционном стиле, что должно способствовать не только молитвенному настрою, но и эстетическому воспитанию. После стенда с кратким вводным рассказом о тропе и ее назначении, следуют остановки с интервалом в 50 метров, иллюстрирующие основные этапы Евангельской истории и земного служения Богоматери, а именно: «Рождество Пресвятой Богородицы», «Введение Богоотроковицы во Храм», «Благовещение», «Встреча Пресвятой Девы с Елизаветой», «Рождество Христово», «Сретение Господне», «Бегство в Египет с Богомладенцем», «Обретение Отрока Иисуса при Его беседе с книжниками и старцами во Иерусалиме», «Чудо в Кане Галилейской», «Распятие Спасителя и предстояние Богоматери Кресту», «Воскресение Христово», «Вознесение Господне», «Пятидесятница», «Успение Божией Матери», «Покров Пресвятой Богородицы». Это пространство и путь, где человек обращается к Богу. Таким образом здесь рождается молитвенный диалог, а через принцип наглядности закладываются основы духовно-нравственного воспитания.
Тропа Пресвятой Богородицы. Периметр экопарка. Остановка «Сошествие Святого Духа на Апостолов»

Душевному уровню соответствует экологическая тропа, где с помощью специальных информативных и иллюстрированных стендов формируются знания о сотворенном мире, представления об его красоте и премудром устройстве. Каждая из 13-ти станций экотропы также имеет свое название: «Девкин ручей», «Пернатые архитекторы», «Инвазионные виды», «Лесная аптека», «Микроводоросли», «Лишайники», «Эпифитные мхи», «Папоротники», «Консортивные связи», «Лещина обыкновенная», «Ландыш», «Экологическая сукцессия», «Муравейник». Так в рамках познавательных мотиваций и принципа наглядности осуществляется экологическое и эстетическое воспитание. Несколько отдельно расположенных стендов посвящены и деструктивному воздействию людей на среду жизни. Они рассказывают о времени и этапах разложения в естественных условиях выброшенных в лесу бытовых предметов, непосредственно демонстрируя их. Это заставляет каждого глубоко задуматься о серьезной ответственности за вверенный человечеству Творцом окружающий мир.

Телесный уровень представлен засыпанными мелкой древесной щепой прогулочными дорожками, беседкой, столами и скамьями, спортивными площадками, эстафетной полосой препятствий, созданной из естественных лесных материалов. Они служат базой оздоровления, физического и семейного воспитания.

Поклонный Крест на центральной поляне

Все названные выше тропы пересекаются, символизируя единство сложной духовно-душевно-телесной человеческой природы, но существуют как бы в разных «измерениях», отражая указанное выше библейское учение о трихотомии.
Все пространство экологического парка венчается поклонным Животворящим Крестом Господним на центральной поляне. Сюда после Божественной литургии можно выходить торжественным крестным ходом для совершения молебнов под открытым небом — «О сохранении творения Божия», «Перед началом доброго дела», «На начало учебного года» и иных. Именно здесь проводятся все основные приходские и межприходские массовые мероприятия: слеты, смотры, зарницы, эстафеты, соревнования, викторины и проч.

Описанная структура вполне соответствует концепции современного церковного экологического парка как «особой природной территории с сохраненными ландшафтами, экосистемами или их элементами, задачами организации которой являются религиозное (духовно-нравственное) и экологическое образование, а также воспитание ее посетителей, включающее активное систематическое взаимодействие с окружающей природой при привлечении современных интерактивных средств информирования и обучения» [4, с. 256].

Безусловно, это далеко не единственный возможный вариант реализации смысловой концепции при оформлении приходского экопарка или прихрамовой территории. Надеемся, что по мере развития церковного экологического служения количество аналогичных концепций будет только возрастать.

Список литературы

  1. Иларион (Алфеев), митрополит. Храм как образ мира и человека. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5419154.html (Дата обращения: 12.02.2022).
  2. Ким Н., свящ. Краткие сведения о жизни преподобного Никиты Стифата и богословские темы его трактата «О Рае» // Рай и человек: наследие преподобного Никиты Стифата. СПб.: Алетейя, 2003. С. 7-86.
  3. Малков П.Ю. Под главою – Христом: Статьи. М.: ПСТБИ, 2000.
  4. Мумриков О., прот. Мумрикова Л.И. Церковный экопарк как инновационное средство религиозного образования // Инновационные методы и модели российской экономики: коллективная монография / Под ред. Н.А. Адамова. М.: ЭКЦ «Профессор», 2019. С. 253-259.
  5. Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М.: Издание Московской Патриархии, 1983.
  6. Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли. Обратная перспектива // Сочинения. Т. 2. М.: Мысль, 1996. С. 419-526.

Список источников

7. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Заветов. М.: Никея, 2013.

8. Василий Великий, святитель. Беседы на Шестоднев. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902.

9. Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека (Гл. 8). СПб.: АХIОМА, 1995. С. 22-25.

10. Максим Исповедник, преп. Мистагогия. Цит. по: Иларион (Алфеев), митрополит. Храм как образ мира и человека. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5419154.html (Дата обращения: 12.02.2022).

11. Страница экологического парка на сайте храма св. мч. Уара в Вешках: https://www.hramyara.ru/ecopark

[1] «Ибо Слово учит нас этим, что в трех различиях усматривается жизненная и душевная сила. Одна сила – только растительная и питательная, подводящая то, что нужно для роста питаемого; она называется природной и усматривается в растениях. <…> Но кроме того есть и другой вид жизни, который включает и первый, но прибавляет к нему управляемость через чувство; он есть в природе бессловесных. Они не только питаются и растут, но имеют и чувственное действие (энергию) и восприятие. А последняя (совершенная) жизнь в теле находится в природе словесной, то есть человеческой: она и питаемая, и чувственная, и причастная слову, и управленная умом. <…> Таким образом, природа как бы из ступенек, то есть из отличительных признаков (идиом) жизни, совершает восхождение от самого малого к совершенному» [9, с. 22-25].

[2] Детально с концепцией и всей инфраструктурой экопарка можно ознакомиться на специальной странице сайта храма св. мч. Уара в Вешках: https://www.hramyara.ru/ecopark

Богослов.RU

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.