Сегодня впервые после Великого освящения нашего собора в честь Преображения Господня мы молитвенно торжествуем наш престольный день.
Конец лета как будто бы возвращает нас в ранние весенние дни, ведь само событие Преображения Христа на горе Фавор произошло незадолго до последней иудейской Пасхи в земной жизни Спасителя, а значит, как это доказал уроженец деревни Кравотыни на Осташковской земле великий профессор СПбДА В.В. Болотов, событие это произошло в феврале или марте по нашему календарю.
Церковь придает значение не тому, что имеет смысл в реалиях мире сего, а сути. Поэтому она, имея целью спасение людей, не побоялась не соблюсти точности в датах, но в целях педагогических нередко замещала языческие праздники новыми праздниками и евангельскими смыслами. Так произошло и с праздником Преображения Господня, которому было положено начало в Армении и Каппадокии вместо воздавания почестей местной языческой богине. В Греции и Италии этот праздник вытеснил пьяные вакханалии, связанные с окончанием сбора винограда и языческим культом хмельного бога Вакха. Чтобы христианизировать этот день, Церковь решила праздновать Преображение и совершать благодарственный молебен за дар земных плодов. Позже праздник стали праздновать в Константинополе, затем он перешел и к славянам.
Сегодня мы вспоминаем то великое мгновение, когда на горе Фавор Господь наш Иисус Христос открыл Своим ученикам Свою славу — славу Сына Божия. Он преобразился, то есть изменился, воссиял, стал таким, каким раньше ученики Его не видели, таким, каким не бывает в нашем мире человек. Он предстал перед немногочисленными апостолами в Своем подлинном Божественном свете. Мы читаем описание этого события в Евангелии и видим, что нет каких-то более полновесных слов, способных описать происходящее. Евангелист Матфей, сам не присутствовавший в момент Преображения, знавший о случившемся со слов других учеников, описывает произошедшее, как смогли ему передать другие: лице Господа Иисуса просияло, как солнце, одежды же Его стали белыми, как свет. Это некоторые внешние черты Преображения, очень приблизительные, невозможные для выражения словами. Очевидно, что произошедшее было намного глубже и значимее, чем только свет и цвет одежд, ведь мы читаем о том, как испугались ученики, как они упали, закрыв лица руками, испугавшись до крайности. И в этот момент нам важно задуматься: что значит для нас Преображение, что оно открывает в нашей жизни?
Мы слышали, как ученики, охваченные восторгом, хотели остаться на горе, построить три кущи, чтобы навечно пребывать в той радости, которая их объяла. Но Господь повелел им спуститься с горы обратно в долину — в мир, полный скорбей, проблем и страданий. Это призыв и для нас: Преображение Господне учит, что мы призваны не только радоваться и восхищаться светом Божиим, но и нести этот свет в темный и страдающий мир. Христос сошел с горы, чтобы идти на Голгофу, и нам Он указывает путь — путь служения, путь сострадания и любви, путь жертвы ради других.
Как часто и в нашей жизни мы стремимся к свету, к радости, к внутреннему преображению, но забываем о том, что свет, которым мы можем засиять, рождается только тогда, когда мы, хотя бы в самой малой степени подражая Спасителю, готовы жертвовать собой ради ближнего. Мы видим, как ученики на Фаворе прикоснулись к славе Божией, но они не до конца понимали, что эта слава неразрывно связана с крестом, болью, страданием и самопожертвованием. И в этом главный урок Преображения: слава Божия в нашей жизни открывается через самоотверженное служение другим.
Но как мы можем преображаться, как мы можем участвовать в том самом Преображении? Этот вопрос стоит перед каждым из нас, и ответ на него нам открывает Сам Господь. Преображение — это не моментальное событие, это путь. Путь молитвы, путь покаяния, путь любви и прощения. Это постоянное стремление к тому, чтобы каждый день становиться ближе к Богу, светить Его светом в нашей повседневной жизни. Преображение начинается тогда, когда мы перестаем жить только для себя и начинаем жить для других, когда в нашем сердце поселяется не просто желание личного счастья, но желание разделить этот свет Божий с теми, кто в этом нуждается.
Господь на Фаворе показал ученикам Свою славу, но Он знал, что впереди лежит Голгофа. «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное..» — так передает еще один смысл праздника его кондак.
Через сорок дней после праздника мы увидим это страдание Спасителя. Не в весенние дни Страстной седмицы, что хронологически было бы точнее. Но когда узрим Его возносимым на Крест в день Воздвижения Животворящего Креста Господня и увидим богословскую связь между этими двумя праздниками.
В нашей жизни часто прежде, чем мы увидим свет, нам нужно пройти через трудности и страдания. Да и увидев его, нужно понимать, что необходимо идти дальше, сходить с Горы, где хорошо, туда, где другим плохо, что нам нужно быть с ними и нести этот свет, возможно, и самим при этом страдать. Мы не знаем, какого рода эти трудности и каков наш путь, но точно знаем, что с нами на этом пути Христос. Он идет впереди нас, Он освещает наш путь, и в этом нашем следовании за Ним мы также будем преображаться.
Сегодня, в этот святой день, давайте попросим Господа, чтобы Он преобразил наши сердца, чтобы в нас засиял свет, который ничто не может потушить, — свет Его любви, Его милосердия, Его правды. Пусть этот свет озарит не только нас, но и всех тех, кто рядом с нами. Пусть свет Преображения, свет Божией славы, который Господь явил на Фаворе, будет всегда с нами и в нашей жизни.
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 19 августа 2024 года. Преображение Господне. Спасо-Преображенский кафедральный собор, Тверь.