11.04.2021 | Епархия

Неделя прп. Иоанна Лествичника в Кашине

Неделя четвёртая Великого поста посвящена святому подвижнику преподобному Иоанну Лествичнику, который жил в VI веке. Святой был родом сириец, по сочинению его назвали Лествичником, или автором «Лествицы», а по месту благочестивых подвигов прозвали Синаитом. Древ­ний по­движ­ник­ много лет прожил у под­но­жия свя­щен­ной го­ры Си­най и получил известность благодаря своему опыту духовной борьбы. Про­зва­ние — Лествич­ник — он по­лу­чил от на­зва­ния кни­ги — «Ле­стви­ца рай­ская». В ней ду­хов­ный путь по­движ­ни­ка срав­ни­ва­ет­ся с непре­рыв­ным вос­хож­де­ни­ем по кру­тым сту­пе­ням «лест­ни­цы» ду­хов­но­го со­вер­шен­ство­ва­ния на небо. В лестнице 30 сту­пе­ней, или ста­дий со­вер­шен­ство­ва­ния — по чис­лу лет жиз­ни Иису­са Хри­ста до Его вступ­ле­ния на об­ще­ствен­ное слу­же­ние. Иоанн сравнивает жиз­нь с до­ро­гой, ве­ду­щей по сту­пе­ням ввысь, что близ­ко каж­до­му хри­сти­а­ни­ну. Духовные и психологические на­блю­де­ния си­най­ско­го мо­на­ха во­шли в ми­ро­вую куль­тур­ную со­кро­вищ­ни­цу и полезны всем лю­дям.

В Неделю четвёртую Великого поста, 11 апреля, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Литургию святителя Василия Великого в Воскресенском кафедральном соборе Кашина. 

Глава митрополии помянул о здравии и об упокоении тех, за кого накануне через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении. 

За Литургией молились прихожане и гости Кашина, а также настоятельница Николаевского Клобукова женского монастыря игумения Варвара (Иванова). 

После чтения Евангелия митрополит Амвросий обратился к предстоящим людям с проповедью:

«Сами по себе мы вряд ли сможем достичь какого-то совершенства. Особенно в вопросах духовной жизни и духовного роста. Мы подвержены сомнениям и страхам. Мы колеблемся, боимся, отчаиваемся. Мы немощны и без Бога не можем ничего, особенно в вопросах веры. Но и вера не даётся нам просто так. Для того чтобы она стала крепкой — она должна пройти и через горнило сомнений, и через испытания, через ошибки и боль падений. 

Часто происходит так, что мы верим, верим во всё, что угодно, но не верим Богу. Мы верим, что всё будет хорошо, верим в завтрашний день и планируем его исходя из этой веры; мы верим в науку и прогресс, верим людям и на основании этой веры строим свою жизнь. Но как нечасто мы в простых бытовых ситуациях верим Богу! Как редко мы на основании этой веры выстраиваем всю жизнь свою или хотя бы планируем завтрашний день. Мы вроде бы чувствуем, что верим в Бога, доверяем Ему, но всё же, когда доходит до практики жизни, мы всё равно полагаемся на обстоятельства, на самих себя, на силу материальных возможностей, на других людей. И, как мне кажется, сегодняшние слова Христа к отцу одержимого юноши “если бы ты мог хоть сколько-то веровать, ведь всё возможно верующему” — обращены к каждому из нас».

По окончании Литургии с приветственным словом к митрополиту Амвросию обратился настоятель храма протоиерей Алексий Егоров. Митрополит Амвросий поздравил прихожан и гостей храма с Неделей четвёртой Великого спасительного поста:

«Я не устаю говорить всякий раз в тех храмах, которые посещаю в первый раз, о том, что Евхаристия совершается для всех верных, то есть для всех тех верующих во Христа людей, которые приходят в храм. Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что, когда приходишь в храм, ты не должен отворачиваться от Чаши со Святыми Дарами. Ты должен вкушать Святые Тело и Кровь Спасителя, а если считаешь себя недостойным, тогда ты недостоин петь, читать или просто стоять в храме за Божественной литургией. Ведь мы приходим в храм на богослужение не для того, чтобы постоять и послушать, не для того, чтобы почитать, или попеть, или поговорить, а для того, чтобы соединиться со Христом. Это теснейшее соединение со Христом в нашей жизни возможно в Таинстве Святой Евхаристии. 


Если мы себя пытаемся оправдывать каким-то мнимым недостоинством, то должны понимать, что тогда, когда мы начинаем чувствовать себя достойными, в этот момент мы и являемся самыми недостойными, потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. И Он даёт нам возможность всякий раз раскаяться в Таинстве Исповеди, попросить прощения, а если нет каких-то ужасных, совсем уже смертных грехов, которые разрывают общение человека с Богом, даже нарушают молитвенное предстояние, тогда ничто, кроме собственной лени, не препятствует христианину причащаться Святых Христовых Тайн. И мне хотелось бы, чтобы община была общиной евхаристической, потому что всякая христианская община становится Христовой благодаря Христу — не архиерею, не батюшке, а Христу. И только тогда мы можем что-то сделать, когда мы будем во Христе, потому что тогда Он Сам будет действовать посредством нас в этом мире; тогда всё даже самое видимое будет совершаться совсем иначе, и мы через какое-то время будем видеть плоды этой жизни во Христе. Поэтому я желаю вам, дорогие братья и сёстры, никогда не забывать об этих словах, с которыми Сам Христос обращается за каждой Божественной литургией ко всем христианам: “Со страхом Божиим и верою приступите”.

Наверное, трудно себе представить человека, который приходит на какое-либо событие, будь-то свадебный  пир или поминовение усопших, поминальная трапеза или день рождения, какой-то особой значимый день для семьи; по приглашению приходит, но остаётся в стороне и смотрит на то, как другие садятся за стол, произносят тосты, общаются друг с другом, говорят друг другу добрые слова, пожелания и вкушают предложенные яства. Наверное, так может делать человек не очень разумный или тот, кто не относится вообще к этой семье, к этому пиру, человек, которого не приглашали. Но как же так получается, что мы приходим на Литургию, стоим и смотрим, мы не подходим к Чаше со Святыми Дарами и не принимаем участие в Божественной Евхаристии, главным за которой является Христос.


Мне хотелось бы поблагодарить отца настоятеля, всех Ваших помощников за те труды, которые вы совершаете. Действительно, трудно себе представить, как можно приводить в порядок этот огромный собор, как, наверное, трудно себе представить то, сколько тысяч людей наполняло его прежде. Во всяком нашем поруганном, разрушенном и восстанавливаемом храме или монастыре есть отблеск жизни нашего народа и история нашего Отечества, которое прежде было и материально и духовно богатым, но вмиг всё стало разорëнным. И хотя было какое-то сопротивление разрушению, но оно было подавлено. Историки до сих пор не находят ответа на вопрос, почему так произошло. Почему до революции люди приходили в церковь, молились, строили храмы, которых было на душу населения такое огромное количество, что нам, людям, живущим в XXI веке, представить невозможно, как можно было такое количество храмов построить да ещё и наполнить людьми. В Кашине на семь тысяч жителей было тридцать три храма! И вдруг практически за несколько лет всё разрушилось. Те люди, которые провозглашали прежде “осанна!”, вскоре начали сбрасывать колокола с колоколен, рушить купола, сжигать иконы, с сатанинским смехом и озлобленностью предавать поруганию святые мощи. Что произошло с нашим народом? Какая безумная стихия захватила его? Наверное, произошло это ещё и потому, что идеи толпы захватывают  быстро и лишают человека разума, и тогда, когда что-то пропагандируется для всех, вдруг наступает такое массовое безумие. 

Это касается и сегодняшней жизни. Тогда, когда мы сами перестаëм жить во Христе, а главное — думать, пытаясь переложить получение ответов на других, особенно на тех, кто, как нам кажется, эти ответы уже знает и формулирует с помощью средств массовой информации или с высоты своей власти; тогда, когда каждый из нас перестает думать, тогда и народ становится легко управляемым и погружается в стихию безумия. Мы прошли через период этой стихии, и сегодня, как справа, так и слева, этого безумия хватает. Но мы именно во Христе получаем возможность правильного воззрения на всё, что с нами происходит, не только в духовной жизни, но даже в обычной нашей жизни, гражданской, материальной, общественной, политической, государственной. Только тогда мы можем трезво оценить ситуацию, когда воспринимаем её не через какие-то голоса с любой стороны, а проверяя эти ситуации своим верующим сердцем, наполненным благодатью через церковную жизнь, высотой которой является Святая Евхаристия — Причащение Святых Христовых Тайн. Этого я бы хотел пожелать — чтобы община Воскресенского собора города Кашина была общиной евхаристической».

Архипастырь подарил каждому книгу о духовной жизни А.И. Осипова «Путь разума в поисках истины», а детям — житие святого  Иосифа Исихаста. 

После Литургии правящий архиерей Тверской епархии вместе с благочинным и настоятелем осмотрел восстанавливающийся центральный придел и обсудил дальнейшие работы по возрождению храма.

Потом митрополит Амвросий посетил недавно переданный епархии храм Рождества Христова на рынке города Кашина, далее — Вознесенский собор города Кашина, где архипастырь приложился к мощам святой благоверной княгини Анны Кашинской и подписал антиминсы для главного престола Вознесенского собора и его южного придела. Затем глава митрополии побывал в храме первоверховных апостолов Петра и Павла с приделом в честь святителя Василия Великого, где подписал новые антиминсы. Завершая поездку, митрополит Амвросий приехал в Николаевский Клобуков женский монастырь, осмотрел его храмы и подписал антиминсы.

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Справочная информация:

На Литургии митрополиту Амвросию сослужили: протоиерей Александр Рычков, протоиерей Алексий Егоров, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Сергий Сотов.

Богослужебные песнопения исполнял хор храма под руководством Светланы Васильченко. 

*** 

Впервые Воскресенский кафедральный собор упоминается в летописях 1382 г. В 1512–1520 гг. вместо деревянного построен каменный храм. В 1711 г. собор сильно пострадал от пожара и затем перестраивался несколько раз. Заново собор был отстроен в 1796–1804 гг., отделочные работы полностью завершены в 1817 г. На средства купца Н.В. Терликова в 1855–1867 гг. были построены тёплая половина храма и 76-метровая колокольня. В 1838 г. купцом А.И. Ждановым пожертвован колокол весом 625 пудов (около 10 тонн). Размеры собора: длина — 63 м, ширина — 26 м. Вмещал 7 тыс. человек, т.е. всё население Кашина того времени. В 1872 г. на колокольне установлены куранты, приобретённые Н.В. Терликовым на Лейпцигской ярмарке.   

В 1934 г. соборные колокола были сняты, а через два года разрушены иконостасы холодной и тёплой частей собора, сняты кресты с холодного собора, разрушено внутреннее убранство. С 1940 г. собор использовался как складское помещение.       

В соборе до 24 января 1930 г. находились мощи святой благоверной Анны Кашинской, затем они были переданы в музей. Сейчас мощи покоятся в Вознесенском соборе. В просторечии до наших дней Воскресенский собор называют собором Анны Кашинской.  В 1975 г. в здании собора был открыт Городской дом культуры, в подвальном помещении — столовая.       

В 2009 г. Дом культуры переведён во вновь построенное здание, а храм передан Тверской митрополии. В 2012 г. в собор назначен священник, зарегистрирован приход, начались восстановительные работы. В Николо-Васильевском приделе (в колокольне собора) сделан начальный ремонт, где и совершались богослужения.

В 2016 г. открыт один из пяти приделов центральной части собора — придел святого благоверного князя Михаила Тверского. В этой трапезной (тёплой) части храма восстановлены стены и своды, сделаны тёплые полы и запущена система отопления. Установлено арочное перекрытие между тёплой и холодной (отчасти отреставрированной) частями собора. А также сделан иконостас. В соборе находится ковчег с частицей мощей благоверной княгини Анны Кашинской.

На данный момент идёт восстановление главной части собора.

Храм открыт ежедневно. Открыт вход на колокольню, откуда виден весь Кашин. В соборе действует воскресная школа, а также множество выставок: по истории собора, житию святых Михаила Тверского и Анны Кашинской, домовым иконам, по истории города, а также по святым, так или иначе связанным с историей собора.

Организован склад одежды и обуви, которые выдаются малоимущим.

Собор тесно сотрудничает с краеведческим музеем Кашина.

Пресс-служба Тверской епархии

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.