«Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» (Ис 1:16–18).
Понедельник — начало Святой Четыредесятницы — первый и один из самых строгих дней поста.
Всесвященное воздержание начнем радостно, сияя лучами святых заповедей Христа, Бога нашего: любви светлостью, молитвы блеском, ясностью чистоты, благого мужества силою, чтобы светоносными встретить святое и тридневное Воскресение, озарившее мир нетлением (седален, глас 2).
В первый день Святой Четыредесятницы, 7 марта, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий принял участие в клиросном пении и чтении утрени, часов, изобразительных и вечерни в восстанавливающемся Жёлтиковом Успенском монастыре г. Твери.
Особенность великопостной утрени в будние дни Четыредесятницы — употребление в каноне библейских песен, связанных с определенным отрывком из Священного Писания. На великопостной утрене читаются стихи — строки из Писания.
На великопостных часах поются тропари часов со стихами и земными поклонами. На первом часе — «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой»; на третьем — «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящихтися»; на шестом — «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас»; на девятом — «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас».
Шестой час отличается чтением на нем паримии из книги пророка Исаии.
Каждый час завершает молитва преподобного Ефрема Сирина с поклонами.
Изобразительны совершаются во все будние дни поста, когда нет Литургии или когда Литургия соединяется с вечерней.
Чин изобразительных начинается с пения Блаженств «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи…» особенным распевом с прошением в конце: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».
По словам святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, «в богослужении, в Уставе Православной Церкви нет ничего случайного, в нем всё строго продумано. И всё, даже малейшие детали имеют свой, часто весьма глубокий смысл, сообщают отдельным чинам и последованиям свой колорит, придают им особую умилительность и трогательность… Наше богослужение — высокохудожественное произведение, сложный механизм тонкой работы…».
По окончании вечерни иеромонах Агапит (Евдокимов) отслужил заупокойную литию.
Завершило богослужение пение стихиры Божией Матери «Совет Превечный».
Пресс-служба Тверской епархии