11 августа, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий и епископ Веневский Феодорит совершили Великое освящение трех престолов во Введенском храме Кравотыни — родного села известного востоковеда, историка и богослова XIX века В.В. Болотова.
Были освящены приделы зимней части храма: северный — в честь пророка Илии, южный левый — в честь святителя Николая Чудотворца, южный правый — в честь преподобного Пафнутия Боровского.
Архипастырям сослужили благочинный Осташковского церковного округа, настоятель Вознесенского собора г. Осташкова протоиерей Димитрий Марковский, настоятель Введенского храма протоиерей Алексий Соловьев, наместник Нило-Столобенской пустыни игумен Гавриил (Баглай), клирик Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Твери протоиерей Владимир Цымбал, настоятель храма преподобного Андрея Критского г. Тайги Кемеровской области священник Алексий Коровин, священник Иоанн Шульга, священник Сергий Будков, иеромонах Антоний (Шкурметов), насельник Нило-Столобенской пустыни иеромонах Иоасаф (Баркалов), диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Михаил Быков, диакон Валентин Мишаков, иеродиакон Николай (Бурцев).
На Литургии пел хор Введенской церкви под управлением Зои Соловьевой.
На сугубой ектении были произнесены особые прошения, затем была прочитана молитва о Святой Руси.
По запричастном стихе проповедь произнес настоятель храма протоиерей Алексий Соловьев.
Завершая богослужение, митрополит Амвросий обратился со словом:
Сегодня и мне, и владыке Феодориту, как бывшим ректорам духовных академий, особенно трепетно осознавать то, что в этом храме прежде молился ребенком, а потом уже и профессором Петербургской духовной академии Василий Васильевич Болотов. Удивительно, как трудности мобилизуют человека. У его родителей, когда они поженились, была большая разница в возрасте. Отец, уроженец Осташкова, вскоре, к сожалению, погиб, провалившись под лед на озере. Жена его была беременной. Потеряв мужа, она была вынуждена вернуться сюда, в Кравотынь. Здесь она выносила и родила своего ребенка. Будущий великий ученый жил в большой бедности. Василий Васильевич учился в Кравотыни в церковно-приходской школе, затем поступил, что необычно для нас, в 14-летнем возрасте в Тверскую духовную семинарию, а затем в Петербургскую духовную академию. И для него, уникального человека, который жил наукой, языками и подавал огромнейшие надежды, специально сохранялось в Академии профессорское место — его не отдавали никому из уже действующих преподавателей. Василий Болотов был еще студентом, но его рассматривали как будущего профессора. Когда он был еще учащимся Тверской духовной семинарии и Петербургской духовной академии, он настолько бедно жил, что не имел возможности даже приезжать на свою родину, практически ее не посещал. И только тогда, когда он стал преподавателем, профессором духовной академии и начал получать жалование, получил возможность приезжать сюда каждое лето и вместе с мамой своей не пропускал ни одного богослужения в этом храме во время своего профессорского отпуска.
В Петербургской духовной академии в домовом храме в честь святого Иоанна Богослова находится в напольном киоте икона покровителя Василия Васильевича Болотова — святителя Василия Великого. Она прежде была на памятнике ему на его могиле на Никольском кладбище. В советское время люди церковные боялись, что она будет поругана, может даже уничтожена, и поэтому сделали более дешевую копию, а саму икону перенесли в академический храм. Прошу настоятеля, отца Алексия, съездить в Петербургскую духовную академию, сфотографировать в хорошем качестве эту икону и сделать ее копию. Пусть она будет связующим звеном между колыбелью, взрастившей великого востоковеда, богослова, историка нашей Церкви, который здесь родился, и его родной духовной академией.
К Василию Васильевичу Болотову с огромным почтением, благоговением и трепетом относились Дмитрий Иванович Менделеев, отец Сергий Булгаков, а немецкий историк Адольф фон Гарнак даже выучил специально русский язык, для того чтобы читать труды Василия Васильевича.
Какое трепетное ощущение рождается в душе, когда находишься на том месте, где Василий Васильевич родился, где он воспитывался и где он молился! Хотя он не «иже во святых» нашей Церкви, но это человек, который значим до сих пор. И кстати, благодаря именно ему была подчеркнута важность сохранения старого стиля и несовершенство нового.
Я сердечно благодарю дорогого владыку Феодорита за участие в нашем празднике. Я попросил Вас сегодня стать добрым гостем нашей Тверской епархии, потому что знаю, как Вы трепетно относитесь к духовному образованию, к истории нашей Церкви и к таким личностям, как Василий Васильевич Болотов. По его учебникам и мы с Вами учились, и многие из тех, кто получил классическое духовное образование.
Настоятеля этого храма отца Алексия благодарю за труды. Совсем недавно, в прошлом году, мы освятили в Рогоже храм Преображения Господня, который Вы восстановили из руин, и сегодня он украшает нашу Тверскую землю. Хочу поблагодарить за те труды, которые Вы здесь понесли, за завершение воссоздания этого храма, итогом чего стало нынешнее Великое освящение трех святых престолов. Хочу, конечно, поблагодарить Ваших добрых соратников, благодетелей, которые Вам поверили и вложили свои средства и таланты в то, чтобы этот храм был воссоздан. Но больше всего, конечно, сегодня я радуюсь тем живым храмам, людям, которые наполняют наши церкви. Я знаю, что это плод Вашей любви к людям, Вашего духовного попечения, Вашей молитвы и тех пастырских трудов, которые Вы совершаете именно ради спасения людей. И редко где можно увидеть столько детей, столько молодежи в деревенском храме. Особые слова признательности хочу сказать хору. Редко где, повторюсь, даже в городе можно встретить такой слаженный хор, который поет искренне, молитвенно. Благодарю вас сердечно. Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, благодарю за сегодняшнее богослужение, в котором мы соединили свои сердца и вознесли молитвы в Троице славимому Богу. Пусть благословение Божие пребывает со всеми вами.
В праздничный для храма день архипастырь вручил награды. Во внимание к трудам по восстановлению церкви Введения Богородицы во храм в Кравотыни Осташковского благочиния и в связи с Великим его освящением протоиерей Алексий Соловьев, настоятель храма, награжден медалью священномученика Фаддея, архиепископа Тверского, I степени.
Во внимание к многолетним трудам на благо Введенской церкви деревни Кравотынь Архиерейские грамоты I степени преподаны прихожанам и благотворителям прихода С.В. Москвину, Ю.В. Москвину, Е.А. Порошенко.
Затем митрополит Амвросий раздал всем молящимся иконки благоверного князя Михаила Тверского и преподобной Анны Кашинской — благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
По окончании богослужения для гостей воспитанники воскресной школы представили литературно-музыкальную композицию (стихи, песни и танцы), посвященную 170-летию со дня рождения Василия Васильевича Болотова, известного востоковеда, церковного историка и богослова, который родился в селе Кравотынь в 1853 году.
***
Василий Васильевич происходил из старинного рода духовенства Тверской епархии. Он был сыном дьяка Василия Тимофеевича Болотова, служившего в осташковском Троицком соборе, и Марии Ивановны Вишняковой, дочери священника, уроженки села Кравотынь.
Воспитываемый матерью после гибели отца, Василий посещал церковно-приходскую школу Кравотыни. Любимым занятием мальчика было чтение книг. К 10 годам он изучил всё книжное, что мог найти в селе, и его приняли за госсчет в низший класс Осташковского духовного училища.
В течение шести лет обучения Василий Болотов жил в сырой, тесной, убогой комнате в доме вдовы соборного диакона близ Синициной площади. По всем предметам он учился на отлично. В 14 лет Болотов поступил в Тверскую семинарию, куда, как сирота, был принят на казенное содержание, а в 22 года — на церковно-историческое отделение Санкт-Петербургской духовной академии.
В 1879 году сразу по окончании обучения в академии молодой Василий Болотов стал профессором и занял кафедру древней церковной истории, плодотворная научная работа на кафедре стала делом всей жизни выдающегося ученого. Признанием ученых заслуг Болотова на всероссийском уровне стало избрание его в 1893 году членом-корреспондентом Императорской академии наук. Талант Болотова как популяризатора церковно-исторической науки и педагога раскрылся в лекциях по древней церковной истории, которые он читал в течение 20 лет в Санкт-Петербургской духовной академии. Он, как борец за старый стиль, оказал значительное влияние на формирование традиции празднования Нового года дважды — 1 и 14 января. К 1901 году страна уже готовилась перейти на новый стиль (принятый тогда на Западе), и Болотов был назначен представителем Церкви в Комиссии по реформе календаря — как главный русский авторитет в истории и хронологии. Члены комиссии по реформе были в целом за переход на новый стиль… до встречи с Болотовым. Он смог (за пару часов) переубедить научную элиту этого не делать, удивляя всех своими невероятными для гуманитария математическими познаниями. Упокоился Василий Васильевич Болотов на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Свое соболезнование по поводу кончины ученого выразил государь Николай II, которому были известны труды этого выдающегося церковного исследователя.
***
По свидетельству церковного историка протоиерея Владимира Петровича Успенского, в XVIII веке в селе Кравотынь было два деревянных храма. В 1791–1792 годах вместо них построили одну обширную каменную пятиглавую церковь, поставили новые иконы в иконостасах. Окончательная отделка храма затянулась до 1802 года, но и после этого отдельно стоящая колокольня и кровля еще долгое время оставались деревянными. Древние иконы из деревянных храмов Кравотыни перенесли в часовню села Зальцо. Церковь в Кравотыни посвящена одному из главный двунадесятых праздников годового круга — Введению во храм Пресвятой Богородицы.
Введенский храм состоит из летней и зимней церквей. Летняя церковь — высокий световой четверик, завершенный пятью главами. К ней с запада примыкает невысокий зимний храм с тремя полукруглыми апсидами на востоке. Перед зимним храмом стоит колокольня, в которой находится вход в церковь. Летняя церковь освящена в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Зимняя имеет три престола: в честь пророка Илии, святителя Николая и преподобного Пафнутия Боровского. В левой, северной части зимнего храма престол освящен в честь пророка Илии.
Правый, южный престол храма посвящен прославленному русскому святому — преподобному Пафнутию Боровскому. Это единственный престол на Селигерской земле во имя этого святого. Больше века Кравотынская волость принадлежала Пафнутьево-Боровскому монастырю, будучи передана ему боярином Борисом Михайловичем Лыковым-Оболенским. Устроители нового храма в конце XVIII века хотели сохранить память о тех временах, показать, что связь с монастырем не прервалась и после екатерининской реформы 1764 года.
Кравотынский Введенский храм, построенный в конце XVIII столетия, отличается по своему архитектурному решению от других, современных ему, архаичностью композиции и убранства. Храм возведен на невысоком фундаменте из камней-валунов. Под зданием находится подклет, где устроены амосовские печи, их тепло проходит внутри стен и столпов зимнего храма.
В 1970-е годы Введенский храм получил статус памятника архитектуры. Мастерами осташковского реставрационного участка были проведены работы по консервации храма: заложены окна, двери и т.п., что должно было предотвратить проникновение случайных людей в здание. Но варварское разрушение Введенской церкви продолжалось.
В 2001 году Введенский храм был передан верующим. Все местные жители помогали его восстанавливать, расчищали от мусора, выполняли самые различные работы. Храм приведен в порядок: отреставрированы фасады, установлены главы и позолочены кресты, в зимней церкви устроены красивые резные иконостасы. Богослужения в нем начались 17 мая 2001 года, первая Литургия состоялась 2 августа того же года.
4 июля 2015 года митрополит Виктор (Олейник) совершил Великое освящение центрального престола в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Был продолжен ремонт приделов храма и благоустройство храмовой территории:
В настоящее время осуществляется наружный ремонт храма.
Настоятель прихода окормляет пациентов с алкогольной и наркотической зависимостью реабилитационного центра «Сила воли», находящегося на территории прихода. Священник посещает центр, где служит молебны, проводит беседы, пациенты еженедельно посещают воскресные богослужения на приходе.
Пресс-служба Тверской епархии