16 марта митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил второе последование пассии в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Твери. Архипастырю сослужили иерей Сергий Будков, протоиерей Владимир Цымбал, настоятель храма в честь великомученика Георгия Победоносца г. Твери иерей Марк Зиновьев, настоятель храма в честь святителя Николая Мирликийского, чудотворца, в Красной Слободе г. Твери иерей Иоанн Березюк, иерей Максим Луканов, иерей Филипп Исломов, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов.
Во время богослужения был прочитан акафист Страстям Христовым. Затем владыка прочитал 14-ю и 15-ю главы Евангелия от Марка, в которых повествуется о страданиях Христа. Молящиеся стояли с зажженными свечами в руках.
После чтения Евангелия с проповедью к молящимся обратился настоятель храма в честь великомученика Георгия Победоносца г. Твери иерей Марк Зиновьев.
Пассия — от латинского «страдание». Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой) (1596–1647), создателем многих литургических форм. Смыслом Пассии является сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и в особенности Его Крестной смерти.
Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов).
На пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы — дня телесной смерти Господа: стихиру «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», которую поют во время целования Плащаницы Христовой. Перед чтением Евангелия звучит прокимен «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий…», «Днесь висит на древе». Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели поста — сораспятии со Христом.
Документ «Пассия как элемент богослужения Русской Православной Церкви» был принят на заседании Священного Синода 30 мая 2019 года.
Пресс-служба Тверской епархии