14 января, в праздник Обрезания Господня, день памяти святителя Василия Великого, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий посетил приход церкви в честь святителя Василия Великого с. Васильевского Калининского района.
В 2025 году исполняется 35 лет с момента создания Васильевского прихода и совершения первой после открытия храма Божественной литургии (1990).
14 января 2025 года, в день памяти святителя Василия Великого, митрополит Амвросий совершил Великое освящение зимнего придела Васильевского храма в честь Архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Затем архипастырь совершил на освященном престоле Божественную литургию святителя Василия Великого. Митрополиту Амвросию сослужили благочинный IV Тверского церковного округа протоиерей Александр Хомяк, духовник Тверской епархии и настоятель храма святителя Василия Великого протоиерей Николай Дикий, благочинный Всехсвятского церковного округа г. Москвы, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в Коптеве протоиерей Сергий Дикий, клирик Свято-Екатерининского женского монастыря г. Твери протоиерей Павел Глазунов, настоятель Спасской церкви с. Спасс Торжокского района протоиерей Георгий Беляков, председатель Отдела по социальному служению и благотворительности Сергиево-Посадской епархии протоиерей Иоанн Герасимович, диакон Иоанн Зорин, клирик Троице-Сергиевой лавры протодиакон Иоанн Дикий, протодиакон Роман Соколов, диакон Михаил Быков.
На богослужении пел хор храма святителя Василия Великого под управлением Татьяны Глазуновой.
На восьмой день после Своего Рождества Господь наш Иисус Христос по ветхозаветному закону принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками (Быт 17:10–14; Лев 12:3). При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии. Господь, прежде чем получить в Таинстве Крещения благодать Святого Духа, нисшедшего в виде голубя, сначала исполняет закон — принимает обрезание. Евангельское чтение дня сообщает об этом событии (Лк 2:20–21, 40–52).
После Евангелия митрополит Амвросий произнес проповедь:
Господь Иисус Христос, рождаясь, берет на Себя всю полноту человеческой жизни, включая все обычаи и законы. Он подчиняется обряду обрезания, чтобы нам явить: Бог не над человеком или в стороне, а приходит к нам в смирении и послушании, чтобы стать одним из нас.
Святитель Василий Великий, память которого отмечается в этот день, составил свод «Монашеских правил», отвечающих на запросы насельников основанных им общин. Он оказал миротворческое влияние на единомыслие с Западной Церковью, на монашескую жизнь, общественное служение и литургическую деятельность. Им составлен чин Божественной литургии.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения. Была прочитана молитва о Святой Руси.
На богослужении молились прихожане Васильевского храма и гости: начальник ФКУ ИК-10 полковник внутренней службы Р.А. Плошкин, руководитель Северо-Восточного территориального отдела Калининского округа Д.А. Керданов, председатель Думы Калининского муниципального округа Г.К. Четверкин, глава Калининского муниципального округа С.А. Румянцев.
По запричастном стихе с проповедью обратился протоиерей Павел Глазунов.
В конце богослужения митрополит Амвросий обратился к собравшимся на освящение храма:
В 90-е годы, когда Церковь получила свободу, приснопамятный Святейший Патриарх Алексий Второй посещал многие епархии и освящал храмы и соборы, которые передавались тогда в совсем упадническом состоянии. Он не дожидался того момента, когда храм будет приведен в окончательное благолепие, и совершал Великое освящение храма и самого престола, потому что именно с этого и начинается самая настоящая литургическая жизнь прихода. Есть епархии, в которых иные возможности и архиерей ставит условие перед Великим освящением храма — чтобы он был еще и расписан полностью. Но мы живем в совсем других условиях. Мы видим, какая разница между теми людьми, которые жили в то время, когда этот храм созидался, и нами. Тогда, действительно, люди были и материально, и духовно более богатыми, нежели сейчас. И хотя безбожная пропаганда коммунистического времени пыталась убедить в свое время людей в обратном, но храмы являются немыми и одновременно живыми обличителями этой пропаганды. То, что в обычных селах строились такие огромные великолепные храмы, свидетельство того, что люди жили хорошо. А потом, когда совершился Октябрьский переворот 1917 года, и начались разрушительные процессы, которые, к сожалению, и до сих пор продолжаются, потому что то, что посеяно в прошлом, дает всходы через много, много лет.
Сегодня, слава Богу, нам Господь дал возможность свободно верить, посещать храмы, и поэтому все зависит только от нас. Насколько мы будем ценить эту удивительную свободу и дар Божий в жизни. Так бывает, что все, что дается легко, мы перестаем ценить, а тогда, когда наступают какие-то испытания, все приобретает особую ценность.
Я хочу поблагодарить, дорогой отец Николай, Вас за Ваши труды, которые Вы совершаете в качестве и духовника нашей епархии, и священнослужителя, и настоятеля нескольких храмов совсем не в городских условиях, а в районных, сельских, деревенских. Вам достались большие храмы, которые, конечно же, воссоздать в наших условиях достаточно трудно, но самое главное — Вы воссоздаете души людей. И присутствие здесь, в обычном деревенском храме, людей в день его освящения подтверждает это.
В ответном слове протоиерей Николай Дикий поблагодарил архиерея за Великое освящение храма и преподнес архипастырю памятный подарок.
Митрополит Амвросий наградил протоиерея Николая Дикого за усердные пастырские труды и в связи с Великим освящением придела в честь Архангела Михаила медалью преподобного Нила Столобенского II степени, а также подарил наперсный крест с украшениями.
После богослужения архиерей благословил молящихся, а также осмотрел восстанавливающийся основной придел храма.
Центральный престол храма посвящен святителю Василию Великому, боковой придел освящен в честь преподобного Сергия Радонежского, северный придел — в честь святителя Митрофана Воронежского (не восстановлен), зимний придел — в честь Архангела Михаила.
В с. Васильевском приступили к постройке каменной церкви в XVIII веке вместо деревянного (ветхого и маловместительного) храма. Основное строительство закончили к 1802 году. Расположился новый храм с востока от старой деревянной Васильевской церкви, прямо за ее алтарем. Летнюю церковь в Васильевском официально закрыли в 1930 году. В 1990 году жителями с. Васильевского была создана приходская община. Регулярные богослужения начались с 7 июля 1991 года после назначения настоятелем священника Николая Дикого, который прослужил здесь 30 лет и продолжает нести это послушание.
Церковная жизнь в храме Архангела Михаила началась с 2004 года, когда храм приписали к приходу святителя Василия Великого. За эти годы богослужебной жизни была восстановлена разрушенная колокольня, построены купола, кровля на храме и алтаре была покрыта металлом. Восстановлена теплая часть храма. В 2009 году возобновились службы в теплом приделе Архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Колокольня была оштукатурена и покрашена. Затем был оштукатурен и покрашен фасад храма, построена паперть и установлены входные металлические двери. Проведен ремонт в главном алтаре храма в честь святителя Василия Великого. Территория перед храмом приведена в порядок.
Пресс-служба Тверской епархии