23 марта в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Твери совершена Великая вечерня с акафистом Страстям Христовым и чтением Страстного Евангелия. Богослужение возглавил митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Архипастырю сослужили иерей Сергий Будков, протоиерей Владимир Цымбал, председатель епархиального Отдела по делам культуры, настоятель храма в честь святителя Иоанна Шанхайского п. Литвинки в Твери протоиерей Роман Манилов, иерей Максим Луканов, иерей Филипп Исломов, иерей Сергий Смирнов, диакон Иоанн Зорин, диакон Дионисий Рачев.
За богослужением пел архиерейский хор Спасо-Преображенского собора под управлением Татьяны Дмитришиной.
Во время богослужения был прочитан акафист Страстям Христовым. Затем владыка прочитал 22-ю и 23-ю главы Евангелия от Луки, в которых повествуется о страданиях Христа. Молящиеся стояли с зажженными свечами в руках.
После чтения Евангелия с проповедью к молящимся обратился председатель епархиального Отдела по делам культуры, настоятель храма в честь святителя Иоанна Шанхайского п. Литвинки Твери протоиерей Роман Манилов.
По окончании богослужения молящиеся совершали земные поклоны перед крестом Господним и прикладывались к нему.
___________
Совершение пассий было впервые одобрено Собором Киевской митрополии, состоявшимся в 1629 году под председательством митрополита Киевского и Галицкого Иова (Борецкого), защитника Православия в борьбе с унией. В 1702 году чин пассии впервые был напечатан в Киево-Печерской лавре. Согласно этому чинопоследованию, пассия совершалась в составе повечерия. В этом первоначальном варианте пассия состояла из Евангельского чтения о Страданиях Спасителя, пения стихир Страстного Пятка и Страстной Субботы, а также проповеди. Практика совершения пассий на повечерии до сих пор сохраняется в пределах Украинской Православной Церкви.
В середине XIX века святитель Иннокентий Херсонский составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым. Она предназначалась как для частного молитвенного употребления, так и для совершения в храмах по образцу чинопоследования богослужения с акафистом, принятого в Киево-Печерской лавре. Акафист в редакции святителя Иннокентия неоднократно в течение XIX–XX веков издавался синодальными типографиями. С начала XX века акафист Божественным Страстям Христовым стал включаться и в чинопоследование пассии.
В годы гонений пассии получили более широкое распространение, при этом сохранялось разнообразие обычаев их совершения. В частности, в практике московских и петербургских приходов установился обычай совершать пассию на вечернем богослужении в воскресные дни Великого поста, сегодня наиболее распространенный в Русской Православной Церкви.
Этот обычай дает возможность прихожанам, находящимся в будние дни на работе, духовно участвовать в событиях Страстей, напитываться Евангельскими словами. Многие выдающиеся проповедники использовали Евангельские чтения пассий как повод обратиться к пришедшим в храм со словом назидания.
Хотя тема Страстей звучит в ежедневном постовом богослужении — в умилительных покаянных стихирах, в тропарях великопостных часов, в ветхозаветных пророчествах, совершение пассии на приходах в воскресные дни позволяет погрузиться в переживание Страданий Христовых и тем верующим, которые не имеют возможности посещать вседневные службы.
Пресс-служба Тверской епархии